Найти в Дзене

Дылда. Попытайтесь ее полюбить

20 июня 2019 года в прокат вышел второй фильм Кантемира Балагова «Дылда». Режиссер уже второй раз удостаивается награды Каннского кинофестиваля. В 2017 году за фильм «Теснота» Балагов получил приз Международной федерации кинопрессы - «ФИПРЕССИ». Тогда мало кто обратил на режиссера внимание. Два года спустя Балагов снова едет на Лазурный берег и вновь оказывается в центре внимания. На этот раз фильм получает сразу две награды: упомянутый ранее приз «ФИПРЕССИ» и приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд».

Заранее оговоримся, Каннский фестиваль – это всегда скандал, провокация. Ни на каком другом фестивале так остро не реагируют на фильмы. Могут освистать, уйти из зала, публично высмеять, а могут и аплодировать десять минут.

Поэтому предугадать реакцию российского зрителя становится сложно. Здесь, как сказал бы бесстрастный продюсер, работает проверенная PR-схема. Со всех сторон подогревается интерес к фильму, о котором простой зритель может судить лишь по короткому трейлеру, из которого абсолютно ничего не ясно. Вот и получается, не знаешь наверняка, чего ожидать. Это, конечно же, не плохо. Еще одним «крючком» служат все мероприятия, связанные с фильмом. То и дело мы читаем новость о том, что картина с аншлагом прошла на Кинотавре-2019 или о скандале на московском пресс-показе. Естественно всем неравнодушным любителям хорошего кино хочется воочию лицезреть фильм новоявленного «русского фаворита Канн» (так его окрестили журналисты).

Рождается закономерный вопрос: «А с фильмом-то что в итоге?»

Что ж, «Дылду» называют главным событием российского кино 2019 года. Здесь трудно что-либо возразить. И не потому, что «Дылда» идеальна, а потому, что стоящие картины появляются крайне редко. Фильм Балагова – авторское высказывание, которое в каждом отзовется по-разному. Одним понравится натурализм послевоенного Ленинграда, другие зададутся вопросом: «Зачем это показывать?» Я, наверно, соглашусь и с теми и с другими. Некоторые сцены фильма невыносимы, но они такими и задуманы. У адекватного человека они вызовут адекватные эмоции – страх, отвращение. К тому же такой способ отображения жизни во всех ее проявлениях использовался Балаговым и в «Тесноте».

-2

Однако не обратить внимания на очевидные достоинства фильма – преступление. Хотя сценарий в плане формы и может показаться вам типичным для авторского кино (это мини-сюжет, открытый финал, неоднозначность и недосказанность во всем), визуальное решение фильма вызывает восторг. Контрастное сочетание цветов, едкое жёлтое освещение, которое буквально въедается в сознание и погружает в состояние героев. Все это в совокупности с операторской работой Ксении Середы делает фильм действительно особенным в эстетическом плане.

Кстати, за что фильму действительно хочется аплодировать – актерский состав. На экране не актеры, сошедшие в декорации разрушенного Ленинграда прямиком с красной ковровой дорожки – нет. На экране люди, которые проживают эту историю. Это не куклы в руках режиссера – они самостоятельны, им хочется сопереживать.

-3

Ко второму фильму режиссер подходит, чувствуя себя более уверенно, уже формируется его собственный стиль повествования. Посмотрев «Тесноту» и «Дылду» друг за другом, еще раз в этом убеждаешься. Приз за режиссуру абсолютно заслужен.

Кадр из фильмов "Теснота" и постер фильма "Дылда"
Кадр из фильмов "Теснота" и постер фильма "Дылда"

А если более пристально всмотреться в историю фильма, то можно по-настоящему удивиться. Как я уже сказал раньше, режиссеры авторского кино любят мини-сюжеты. Если сравнивать с литературными жанрами, то провести аналогию можно с рассказом.

Такая форма не случайна – просто в них меньше условностей – больше пространства для «авторства», если можно так выразиться. В случае «Дылды» такой вариант более чем оправдан. Создатели рассказывают историю не человека, а человечества. Историю о поиске жизни в безвоздушном пространстве послевоенного времени. Герметичная система персонажей показывает, что твое социально положение ничего не значит. Антагонистом для каждого героя фильма становится война, точнее ее последствия. И именно в этот момент режиссер «отстраняется» от своих героев, он дает им свободу. Война закончилась, и они просто пытаются жить…

И все-таки финального акта «Дылды» веет пессимизмом. «Он нас спасет» - этой фразой заканчивается фильм. Герои верят в спасение, надежда умирает последней, как говорится… Но зритель-то видит, что хэппи-энд здесь просто неуместен. Ведь «символическая» гибель уже состоялась буквально пятью минутами раньше (кто видел – поймет, о каком моменте идет речь).

Перечитав материал, я понял, что как-то комкано и неоднозначно все получается. Какой вывод должен сделать читатель? Честно, не знаю! Вы должны сами думать, готовы вы к такому опыту или не готовы. Если Вы ответили на этот вопрос, то подумайте и о том, что будете делать с увиденным, потому что «Дылда» - фильм, который не будет лежать и пылиться на полке просмотренных фильмов. Он будет напоминать о себе постоянно…