Как известно, создание трансконтинентального маршрута «Один пояс – один путь» будет играть все более важную роль в мире. Китайский проект привлекает все больше стран и логично, что Пекин прорабатывает совсем разные варианты.
Основные ветки маршрута проходят через территорию России, Казахстана, Кавказских стран и Турции. Плюс потенциально есть арктический Шелковый путь и Северному морскому пути.
Но есть и различные ветки-ответвления, которые потенциально могут перетянуть на себя часть грузов. Сейчас речь пойдет про Украину и маршрут в обход России через её порты.
В СМИ ранее была идея, что порт Одессы – достаточно крупный и мощный – может стать частью Одесского коридора, через который будет направлять китайские грузы в Польшу и далее в Европу. Подробнее об этом на видео.
Но все-таки не только Одесса в сфере интересов китайских инвесторов. Другой крупный порт - Николаев – уж давно привлекает Пекин. Он расположен не так далеко от Одессы, так что территориально нет проблем. Грузы туда будут также доставляться по черному морю из Грузии или Турции.
В 2016 году китайская корпорация возвела в Николаевском порту (третий по объемам на Украине) перегрузочный комплекс для зерна и масла. Именно это входит в сферу интересов Китая на Украине.
Пока некоторые СМИ пугают, что страны Запада скупят весь чернозем, Китай уже давно точечно занимается сельским хозяйством на Украине и готов к расширению. Порт Николаева в данном случае станет может работать и на «выпуск» продукции.
Это будут «зерновые ворота», которые потенциально помогут Китаю закрыть свои продовольственные нужды. Ведь Новый Шелковый путь это не только для поставок китайских товаров в Европу.
Единственное, что может остановить эти планы – это желание Пекина наказать Киев за ситуацию с «Мотор Сич». Напомню, что Украина, поддавшись на давление США, расторгала инвестпроект в двигательный завод. Сейчас стороны готовятся к судебным тяжбам.
Хотя есть и конспирологическая версия, что Киев и Пекин уже обо всем договорились и Китай получает «Мотор Сич». Но все это пока в тайне.
Тем не менее, лично я не думаю, что Китай бросит инвестиции в порт Николаев. Китайская дипломатия готова ждать и во всем ищет прагматику. Чему стоит поучится, на самом деле.
Маршрут через порт Николаев станет для Поднебесной маршрутом в обход РФ. Отчасти фактором давления на Москву. Поэтому отказываться от него не будут. Вопрос только в объемах и не превратится ли Николаев лишь в пункт вывозы из Украины.