«Вот законы, которые предложишь им: если купишь раба-еврея…» (Шмот, 21:1).
Сказано в трактате Брахот (34б, а также Санедрин 99а): «Там, где стоят баалей тшува – даже абсолютные праведники не могут стоять, как сказано (Йешаяу, 47:19): “Мир, мир далекому и близкому, — сказал Всевышний и исцелил его”. Вначале – далекому, а потом – близкому».
Нужно понять: ведь нет более любимого Всевышнему, чем абсолютный праведник, который с детства принял на себя бремя Небес, не обращался к ложным иллюзиям, не совершал грехов и не пропустил ни одной заповеди.
Как может быть, что Всевышний предпочитает ему грешника, который прислушивался к советам злодеев, шел по дороге грехов, пил из загрязненных колодцев, а потом вернулся к Творцу в стыде и позоре?
Ответ прост, и продемонстрируем его на примере: у одного молодого мудреца Торы родился сын, и дом просто наполнился светом. Чудесный талантливый мальчик, с замечательными душевными качествам, Б-гобоязненный и умный, трудится над Торой на радость родителям. А потом родился второй сын: он оказался умственно отсталым ребенком, необузданным, с очень слабым пониманием. Только и знает, что шалить и все рушить, а уж об учебе вообще с ним трудно говорить. Тем не менее, отец сидит с ним с бесконечным терпением, соблазняя его мелкими призами и сладостями, и с большим трудом учит чтению и умению пользоваться сидуром.
Однажды вечером старший сын возвращается домой, а дома – праздник. На столе красивый торт, сладости, а его брат сидит во главе стола, как царь, и отец дарит ему подарок.
«Что за праздник?» – спрашивает старший сын.
«У нас большая радость! – отвечает отец, — Твой брат начал учить Пятикнижие!»
«Папа, — не выдержал мальчик, — я в его возрасте учил Мишну, и мне не устраивали такой праздник!»
Ну, как можно сравнивать! Этот – с чистым разумом и душевными качествами, он достиг сладости Торы, постиг ее сияние, есть ли более драгоценный подарок для человека?
Он будет подниматься все выше и выше, и достигнет самой вершины. И отец так любит его, так гордится им. Однако его брату учеба дается очень тяжело, душевные качества у него тоже нелегкие. Очевидно, что отец будет вкладывать в него во много раз больше ради самого минимального результата, будет радоваться самым крошечным успехам и подбадривать, чтобы тот старался продолжать и добиваться хоть чуть-чуть лучшего!
Вот, что говорит Хатам Софер. Сразу же после дарования Торы сказано: «Вот законы, которые ты предложишь им», и из всех законов Торы, с чего Всевышний выбрал начать? С законов еврейского раба, который был продан в рабство из-за кражи. Почему это – первое? Почему с этого Тора начинает?