В Средние века мягкую и/или нарядную обувь носили обычно в помещении. А выходя на улицу, надевали специальную, на толстой подошве, которая приподнимала своего владельца над дорогой и помогала ему защитить ноги и туфли. Логично и довольно удобно. Но стремление к внешним эффектам породило в эпоху Ренессанса особую разновидность такой обуви!
В разных странах использовали разные термины, и в Италии - о ней-то сейчас и пойдёт речь - такие башмаки называли "пианелями", от "пиано" - то есть плоский, ровный. А в Венеции говорили "чопини".
Как правило, подошвы делались из дерева. Однако, чтобы облегчить вес, со временем начали использовать и пробку. Это и дало возможность делать подошвы всё толще и толще.
И постепенно из простой рабочей модели пианели/чопини превратились в дорогостоящий аксессуар. И чрезвычайно непрактичный. Потому что платформа всё росла, росла, росла… И у некоторых самых экстравагантных моделей достигала полуметра!
Естественно, позволить себе совсем уж высокую платформу могла только женщина, которой не нужно было работать. Аристократка или куртизанка. Именно у куртизанок такая обувь стала, практически, рабочей: слишком дерзко, слишком откровенно они выставляли себя напоказ!
Но даже и не такие высокие модели всё равно было сложно носить. Считалось, что высокая платформа делает женскую походку очень чувственной. Бальтазар Кастильне в своей книге «Придворный» (1514) писал, что необходимость удерживать равновесие (женщина в такой обуви не могла коснуться земли ни пяткой, ни носком) придавала походке и осанке исключительную грациозность. При этом обувь не была видна из-под длинного платья, которое шили с расчётом на толстую платформу.
Ну а если такая обувь была очень уж высокой, передвигаться приходилось с большим трудом. Иногда опираясь на плечи двух слуг, слева и справа! А если платформы были поменьше, то при должном навыке и танцевали, причём, по свидетельству современников, грациозно!
Эта обувь, чересчур возвышавшая (в прямом смысле этого слова) женщин над мужчинами, порой жестоко теми критиковалась: "Разве это красиво, когда ваши колени почти там, где должен быть подбородок, вы не можете пройти и четырёх шагов без опасения упасть, вы спотыкаетесь, когда пытаетесь преклонить колени, и не можете подняться без посторонней помощи?"
Популярны высокие платформы были в основном в Италии и в Испании, и источником вдохновения послужил Восток. А вот во Франции и Англии эта мода так и не получила широкого распространения. И, побыв на пике в XVI веке, дальше она стала утихать. Хотя, например, в Венеции ещё и в XVIII столетии толстые платформы были популярными (конечно, в городе на воде!).
Одним словом, куда там любым современным каблукам! :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory