Проснувшись как-то раз на работе, Барри Аллен с превеликим удивлением понимает, что уже не превращается в самого быстрого человека на планете – и что его мама жива-здорова и собирается отпраздновать с ним свой день рождения в ресторане (а вот отец, к сожалению, «умер от сердечного приступа три года назад»). Пожилая Нора Аллен слыхом не слыхала ни про Лигу Справедливости, ни про Супермена – хотя вот Бэтмен ей известен (и он по-прежнему сражается с Джокером). Не знает она и про существование Флэша – да только вовсе не в этом таится главная проблема…
Когда атланты затопили Западную Европу, погибло более ста миллионов. А до этого ещё тридцать два миллиона были убиты амазонками, объявившими Великобританию Новой Фемискирой. И те и другие хотят править миром. Мы должны уничтожить Аквамена и Чудо-Женщину, прежде чем они в драке за власть разнесут планету на части.
Постепенно осваиваясь, Барри поначалу думает, что либо «попал на другую Землю», либо «застрял в одном из миров Мастера Зеркал», однако вскоре под давлением меняющихся воспоминаний приходит к выводу, что это его «родной мир» («Всё это настоящее»), – гибнущий при этом у него на глазах...
«Флэшпойнт» Джеффа Джонса и художника Энди Кьюберта – это ещё одна попытка (в оригинале вышедшая в 2011-м году как накануне возникновения «The New 52») рассказать привычную супергеройскую историю с нового ракурса, поменяв в отлаженном годами механизме одну лишь детальку – и посмотрев, как от этого разительным образом переменится вся Вселенная.
Подобные фокусы проделывали уже и с Суперменом, и с Бэтменом – и здесь им тоже даны новые биографии. Ракета первого, как мы узнаём, приземлилась не в поле, а протаранила Метрополис (в связи с чем её пассажир оказался пленником американских спецслужб), а в роли второго выступает вовсе не Брюс Уэйн, а его отец Томас, до сих пор оплакивающий погибшего от пули грабителя сына.
Всё было спланировано. Били именно по моим друзьям и возможным союзникам. Тоун знал, что других спидстеров здесь нет, поэтому первым делом я попробую позвать на помощь Лигу Справедливости. И он убрал её из уравнения.
Перемены коснулись решительно всех – вплоть до того, что Стив Тревор влюблён в Лоис Лейн и принимает смерть от рук злодейки Дианы. Единственным сверхчеловеком, «которому доверяет общество», остаётся Киборг – он и намерен собрать сплочённое сопротивление из враждующих друг с другом супер- неважно, героев или злодеев («Сейчас прошлое должно остаться в прошлом. Важно то, что будет завтра»; «Мир на пороге войны! И если она начнётся, то не останется ничего! Вообще ничего!»).
Однако задача Флэша в данной ситуации – не спасать этот мир, а исправлять, доискиваясь в прошлом до момента, вызвавшего прискорбный «эффект бабочки».
Барри, ты можешь спасти всех, кто сейчас умирает. Можешь спасти миллионы тех, кто уже погиб.
«Флэшпойнт» – яркая, насыщенная повесть: нетривиальный сюжет, традиционно выразительный рисунок. Из любопытных примечательностей следует выделить, например, ту, что в этом мире – там, где Париж оказался «на глубине трёх километров», – наравне со всей супергероикой «DC» существуют и «Звёздные войны» («Это не те дроиды, которых мы ищем»), и сага про Гарри Поттера («Мы просто кучка подростков, застрявших в вагоне метро, который на всех парах несётся в Хогвартс»), и иные не менее замечательные достижения культуры (Бэтмен, допустим, вспоминает о «бойцовском клубе»). Так всё-таки бывает не всегда – и уже одним этим Джефф Джонс сумел выделить очередную свою книгу из числа прочих.
Киношные отсылки можно отыскать и в бонусах, составленных не только из примечаний, но также из галереи обложек, набросов и эскизов Энди Кьюберта. Под одним из портретов Бэтмена здесь даётся прямая отсылка: «Герой нам представляется Клинтом Иствудом в роли Тёмного Рыцаря», – и тут ты понимаешь, что дорого бы дал, чтоб и впрямь такое увидеть.
Как водится (впрочем, тоже далеко не всегда), хорошие комиксы стараются заменить для нового поколения читателей философские романы, маскируя «картинками» некую важную мысль, определённое «правило жизни». В случае с «Флэшпойнтом» подобный тезис искать долго не надо – для нашего удобства Джефф Джонс прямо с него и начинает:
О жизни я знаю только одно. Какие-то события происходят по воле случая. А какие-то – только потому, что именно мы заставляем их происходить.
Быть может, это не самое глубокое изречение на свете (к тому же позднее мы узнаём, что сказано оно пожившим человеком – отчего вот это «только одно» как-то смущает). Но лучше так, чем без этого; есть повод не только развлечься, но и подумать.
(Это архивный материал, впервые опубликованный в феврале 2018 года)