Хотя мюзикл вообще-то — совершенно не мой жанр.
Причина первая — фраза из монолога одного из героев спектакля, ангела Рафаила (Александр Емельянов): «Люди всегда свободны в своём выборе. (Пауза) Особенно в России». Точнее не столько сама фраза, сколько та реакция, которую она вызвала в зале, — гомерический хохот, сопровождаемый продолжительными аплодисментами.
Разумеется, мне неизвестно, собирались ли драматург Михаил Палатник и режиссёр Павел Сафонов произвести на публику именно такое впечатление или рассчитывали на иной отклик. Но судя по растерянному лицу актёра (мне даже показалось, что он, говоря театральным языком, «раскололся»), хохота Александр Емельянов никак не ожидал.
И ещё мне почему-то кажется, что в следующих спектаклях эта реплика будет купирована. Ради проверки данной версии можно было бы даже сходить на спектакль ещё раз, но, скажу честно, мне подобный подвиг не по плечу. Остаётся только надеяться на то, что кто-нибудь из будущих зрителей постановки специально обратит внимание на эту фразу и засвидетельствует в комментариях, окажется ли моё предположение верным.
Причина вторая — замечательная работа народной артистки России Светланы Рябовой в роли Элеоноры. На фоне большинства остальных образов спектакля — плоских, пунктирных, трафаретных (что, собственно, не столько хула, сколько просто особенность жанра мюзикла), персонаж Светланы Рябовой выделяется глубиной, драматизмом, даже трагикомичностью.
И это при том, что роль эта далеко не первого плана, реплик у неё совсем немного и, кажется, всего одна ария. Которую, кстати, актриса Московского театр сатиры исполнила просто блистательно. И именно эта ария, скорее всего, уйдёт «в народ» в виде песни, как мечтают создатели спектакля.
На пресс-конференции, предваряющей премьеру (которая состоялась в МХАТ имени М. Горького в рамках II Зимнего фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета) композитор Александр Чайковский и музыкальный руководитель Юрий Башмет рассказали о своих надеждах на то, что большинство арий мюзикла станут самостоятельными хитами. Для этого даже планируется запустить некоторые из них на радио.
Первой в списке, полагаю, будет финальная песня о Москве. Ведь она действительно создана по всем законам шлягера. К тому же спектакль вообще был задуман, прежде всего, как признание в любви к столице. «Год назад ко мне пришел мой друг Чайковский и сказал: а давай напишем что-нибудь о Москве. Потому что есть произведения о Сант-Петербурге, о Париже. А о Москве, кроме фильма "Я шагаю по Москве", не создано ничего», — пояснил генеральный продюсер фестиваля Дмитрий Гринченко.
Вряд ли, конечно, песне из «Свидания в Москве» удастся превзойти успех произведения, написанного Андреем Петровым и Геннадием Шпаликовым. Но кто знает…
Впрочем, в спектакле немало и других шлягеров. Исполняемых — что крайне важно! — живьём и под живой Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Для него, кстати, была расконсервирована оркестровая яма театра, которой не пользовались более 30 лет.
Нельзя не упомянуть весьма зрелищную сценографию (Алекандр Барменков). И профессиональную работу художника по свету (Игорь Фомин). И лёгкие, стильные, хоть и не соответствующие эпохе, костюмы (Тамара Эшба). И саму историю — незамысловатую, но добрую и оптимистичную — о 17-летней Вере Воробьёвой (Екатерина Рябова), которая приезжает из Костромы в столицу поступать в институт и в первый же день встречает на её улицах и свою любовь (Михаил Урецкий и Антон Лызо), и добрую фею, и судьбу в образе двух ангелов.
Всё это вместе складывается в третью причину, по которой, повторюсь, я не считаю время, проведённое за просмотром музыкального спектакля «Свидание в Москве» потерянным. И могу с чистой совестью его рекомендовать. Правда, лишь тем, кто хочет просто отдохнуть и развеяться.
Вероника Милославская
Фото автора
P. S. А вот настоящим гурманам я посоветовала бы другое произведение — спектакль «Ромул Великий», поставленный Уланбеком Баялиевым на Новой сцене Вахтанговского театра.