В ноябре прошлого года мы полу-анонимно изучили дело ЖСК, в котором два десятка квартир перешли на автономное отопление. Остановились мы на том, что «на втором круге» решение суда первой инстанции изменено в апелляции: предписание ГЖИ о перерасчёте платы за отопление признано незаконным лишь в части 5 квартир из 24, в удовлетворении прочих требований ЖСК отказано.
По ссылкам здесь и здесь можно вспомнить, с чего всё началось.
Прошёл январь 2021 года пора «засветить» дело. Кассация состоялась по инициативе самого ЖСК и ряда собственников-«автономщиков». Итогом стало принятие АС Поволжского округа постановления от 26 января 2021 г. № Ф06-69976/20, которое мы кратко прокомментируем.
Суд кассационной инстанции указал следующее.
Постановлением от 20.12.2018 г. № 46-П КС РФ признал возможным переход отдельных жилых помещений в МКД, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, на индивидуальную систему теплоснабжения с соблюдением установленного порядка переустройства систем внутриквартирного отопления. Собственники таких жилых помещений должны вносить плату только за потребление тепловой энергии в целях содержания ОИ МКД.
Установленный ст. 26 ЖК РФ порядок переустройства подразумевает разработку проектной документации и согласование соответствующих изменений с ОМСУ, поэтому переоборудование жилого помещения в МКД, путем перехода на индивидуальную систему теплоснабжения, без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.
Собственно, на этом всё , ибо ничего нового в судебном акте не прозвучало.
Осталось непонятным, к чему суды делали акцент на дате вступления в силу ЖК РФ, указывая, что ряд «автономщиков» не доказал соблюдение процедуры после 01.03.2025 г., поскольку никакого абсолютного запрета на «автономку» в МКД нет. Это подтверждается самим фактом принятия Постановления КС РФ 20.12.2018 г. № 46-П. Если бы существовал такой запрет, КС РФ не принимал бы жалобу к рассмотрению.
Другой вопрос, что требуется для соблюдения всех условий перевода на автономное отопление?
Освежим в памяти ч. 15 ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении»:
«Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев , определенных схемой теплоснабжения ».
ЕСЛИ дом подключен к системам теплоснабжения, переход ЗАПРЕЩЁН, но есть ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Соответственно, в силу ч. 2 ст. 26 ЖК РФ желающий «автономии» собственник должен представить в ОМСУ:
- заявление по установленной форме;
- правоустанавливающие документы на помещение;
- проект переустройства;
- технический паспорт помещения;
- согласие членов семьи нанимателя;
- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости переустройства.
В свою очередь ОМСУ принимает решение о согласовании либо об отказе в согласовании переустройства помещения. Здесь-то и кроется корень проблемы: никакого согласия «автоматически» не будет.
Дело в том, что в силу ч. 3 ст.23 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения должна не только актуализироваться ежегодно, но и содержать «определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления ».
Схема же разрабатывается и утверждается как раз ОМСУ (либо ОГВ в ГФЗ). Ну-ка, кто и когда вообще интересовался утверждённой схемой? ТСЖ либо управляющие организации выходили с предложением указания на условия поквартирного отопления?
Здесь ремарка: индивидуальное отопление - это не синоним «автономного»! В 190-ФЗ индивидуальное отопление - это собственные котельные у МКД, а вот поквартирное отопление - это как раз то, что в обиходе называют «автономкой».
Так что всем коллегам советуем на всякий случай обратиться в ОМСУ или самостоятельно изучить схему теплоснабжения на предмет возможности перехода на поквартирное отопление. Если нет возможности, то лучше лишний раз переспросить, как в порядке актуализации внести такую возможность в схему.
Ну и напоследок: если схема теплоснабжения допускает переход на поквартирное отопление, переустройство помещения по умолчанию не потребует решения ОСС, поскольку это не реконструкция системы отопления МКД. При демонтаже обогревательных элементов и теплоизоляции проходящих в помещении стояков ОИ не затрагивается.
Как нам видится, в деле А57-363/2018 «второй круг» завершён, не будет жалобы в ВС РФ. Впрочем, не загадываем...
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для УК и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке .