На сирийские кресла мы уже недавно полюбовались. Сегодня речь пойдет о другом предмете восточного интерьера - о сундуках. Само слово "сундук" арабское по происхождению. Обозначает ящик. Чем и является на деле. Сундуков в мире у самых разных народов много. Но я покажу вам именно сирийский вариант. Он в подавляющем большинстве случаев имеет вот такие ножки. И украшен натуральным перламутром, который вырезают из настоящих раковин мастера. Сейчас часто используют перламутропообный пластик, так на много дешевле. Но хорошие продавцы всегда укажут на то, что это вот - натуральное, а это - пластик.
Могу сказать, что настоящий перламутр всегда красивше. Ну и серьезные работы, думаю, из фигни не делают. Какой смысл, если вещь все равно не дешевая, экономить на ее отделке? Ну, начинаем любоваться. Готовы?
Вот, к примеру, как вам вот такой вариант?
Внутри там, как правило, ничего красивого - вот так. У меня был в Дамаске такого типа сундук, стоил 700 баксов, отдали по блату за 500. Ему было больше ста лет. Да: многие из продающихся в Сирии в антикварных лавках сундуков, что называется, настоящие - ими реально пользовались в быту люди еще при османском владычестве. Вещи с историей. Молодые новые поколения распродают то, что осталось от дедов. Особенно сейчас, когда многим реально не хватает на продукты питания...
Как вы уже успели, наверное, заметить, у сирийских сундуков одна и та же форма. Но вот я могу точно сказать, что не видела никогда двух старых сундуков с одинаковым рисунком. Сейчас такое вполне возможно - вещи часто делаются просто на продажу из коммерческого интереса. Хоть 50 одинаковых - не проблема. А вот тогда, сто и более лет тому назад, такие вещи вполне могли делать на заказ по, как бы мы сказали, индивидуальному дизайну. То есть, прежде, чем приступить к работе, могли сначала утвердить отделку. А может, мастера делали их заранее? И они заранее были все разные? Тоже может такое быть. Однако, изделие это трудозатратное и вложения в материалы тоже довольно существенные. Вдруг сделанный мастером сундук никому не понравится и его никто не купит? Это же прямой убыток. А то, что какое-то изделие могут не одобрить покупатели - вполне жизненный вариант развития событий. Я в бейрутском музее показываю туристам один саркофаг, на нем две фигуры без лиц: лица потом вырезали, под лица "покойников заказчика" или самих заказчиков, которые покупали себе саркофаг заранее. А на этом лиц нет: его просто никто не купил. Так что бывало всякое. И не всегда рационально делать работу и тратить материалы, которые никто не оплатит.
Как оно было - уже не узнать. Внуки тех, кто делал сундуки на рынках Дамаска сто лет назад уже ничего такого и не помнят. Они переняли само ремесло и на том им огромное спасибо. Смотрим сундучки в галерее, некоторые из них антикварные.
На фото, которые ниже, можно рассмотреть инкрустацию, как оно выглядит вблизи. Сундук явно старый, еще тех времен.
Эо нижняя часть того же сундучка. Немного кривое дерево, не "штамповка" - настоящая ручная работа. А сейчас бы кааак взял ровные доски в строительном гипермаркете и вперед... :)
Это другой сундук, дерево более темное. Нижняя часть с ножкой.
Такие вот они - традиционные сирийские сундуки. Вы не перепутаете их ни с индийскими, ни с марокканскими. Они другие. Но есть еще и такие варианты, как ниже на картинках. Но это уже комодики. Это тоже сирийская работа. И тоже красиво. Но сундуки, в которые спокойно можно запихать несколько одеял и подушек - они особенные.
Они - часть навсегда ушедшего времени.