Филипп Лабро (Родился 27.08.1936)
Теле/радиожурналист, сценарист, писатель, режиссер Филипп Лабро имеет во Франции устойчивую репутацию автора криминальных сюжетов в духе покойного Жан-Пьера Мельвиля.
Как и у Мельвиля, в фильмах Лабро часто используются американизированная сюжетная схема, дополненная подробно выписанными бытовыми деталями. Правда, картинам Ф.Лабро не всегда хватает динамики, нужного темпоритма.
И если в «Наследнике» и «Наводчике» ему удалось создать напряженное и захватывающее действие, то «Крим» («Бригада криминальной полиции») вызывает интерес в основном из-за блестящей работы Клода Брассёра, сыгравшего роль полицейского комиссара, чуть ли не в одиночку сражающегося с мафией.
Как и у Мельвиля, в фильмах Лабро всегда играют яркие звезды европейского экрана. К примеру, в детективе «Без видимой причины», своей фабулой напоминающем «Десять негритят» Агаты Кристи, собран целый букет звезд: Жан-Луи Трентиньян, Доминик Санда, Саша Дистель, Карла Гравина, Лаура Антонелли, Стефан Одран...
История таинственных убийств, произошедших в приморском городе, была поставлена Филиппом Лабро со знанием дела. И хотя нельзя утверждать, что количество звезд прямо пропорционально художественному качеству картин Ф.Лабро, популярные актеры делают свое дело. Что скрывать - каждый из нас, вероятно, не раз ловил себя на том, что хороший актер «заставляет» с интересом смотреть даже вполне посредственную картину.
В свое время ленту «Наследник», рассказывающую о борьбе прогрессивного бизнесмена (Жан-Поль Бельмондо) с могущественным гангстерским кланом, критики упрекали во вторичности и измельчании тематики «политического кинематографа». Упрек этот, на мой взгляд, справедлив в той мере, в какой почти каждый второй детектив или триллер повторяет фабулу уже известных ранее произведений. Увы, сюжетные схемы не так уж богаты принципиально новыми вариантами.
Все дело в «оркестровке». Именно она превращает историю заурядного преступления в сложную психологическую драму или лихой авантюрный боевик. В этом смысле «Наследник» сделан даже с некоторым режиссерским шиком: монтажными врезками вспыхивают «флэшбэки», внося в атмосферу фильма элемент загадочности, нервного напряжения, хороша музыка Мишеля Коломбье, операторская работа и т.д.
В похожем ключе поставлен и «Наводчик» - неплохой образец криминального триллера, шедший на наших экранах под камуфляжным названием «Частный детектив». Его мужественный герой (Ж.-П.Бельмондо) охотясь за убийцей, не склонен переживать по поводу применения незаконных методов борьбы с преступностью.
«Наводчик» сделан в откровенно условном жанровом ключе. Зато «Берег правый, берег левый» отличается достаточно тонкой разработкой нюансов психологических отношений героев в исполнении знаменитых Жерара Депардье и Натали Бай. Эстетика этого фильма ближе уже не к Мельвилю, а к Клоду Сотэ или Роберу Энрико...
После 1984 года Филипп Лабро ушел из режиссуры, предпочитая профессию писателя и пост директора программ на RTL...
© Александр Федоров, 1991