Заключительным мероприятием стал гала-концерт в Большом зале Московской консерватории 8 февраля.
Персональные фестивали появились у нас на излете советской эпохи: по примеру западных коллег наши великие музыканты стали организовывать собственные форумы и обнаружили, что это работает не плохо – выдающиеся имена привлекают коллег, прессу, публику. В советское время такое было немыслимо: менталитету той страны и той эпохи претило такое уж очевидное выпячивание своей звездности. Даже великий Рихтер, организовывая свои «Декабрьские вечера», свое имя не поставил в логотип фестиваля: это сделали уже после его смерти в 1997-м.
Новые времена принесли новые веяния. Из вокалистов – звезд советской эпохи – персональные фестиваля, имевшие большой резонанс и длительную историю, сумели организовать Ирина Архипова и Мария Биешу: первая проводила его в разных городах России, вторая – в родном театре в Кишиневе. По примеру старших коллег стали в 1990-е – начале 2000-х действовать уже певцы следующей генерации – Дмитрий Хворостовский, Любовь Казановская и др., устраивая отдельные концерты с участием интересных иностранных коллег-звезд, необычные по форматам арт-проекты и пр.
В Москве все последние годы стабильно проходят личные фестивали действующих российских звезд вокала – Динары Алиевой, Хиблы Герзмавы, Василия Ладюка. Фестиваль Ильдара Абдразакова, прославленного российского баса из Башкирии, покорившего к настоящему времени все мировые сцены, не затерялся на их фоне – имеет свое лицо и свою изюминку. Помимо концертов, предполагающих участие российских и зарубежных звезд-гостей – коллег Абдразакова по мировой оперной сцене, которые в этом году планируются на май-июнь, у него есть еще и обширная образовательная программа, которая как раз и прошла в российской столице в первую декаду февраля.
Мастер-классы для поющей молодежи в зале имени Мясковского Московской консерватории проводили знаменитые оперные певцы, активно выступающие сегодня на российской и мировой сцене – помимо Абдразакова это сопрано Вероника Джиоева, меццо Екатерина Семенчук, тенор Дмитрий Корчак, баритон Василий Ладюк, а также вокальный педагог Дмитрий Вдовин. Все десять дней занятия длились подолгу, иногда превышая запланированный четырехчасовой формат почти в два раза: оно и понятно, ведь желающих поучаствовать в высокопрофессиональном, но абсолютно бесплатном для них мероприятии было огромное множество. Достаточно упомянуть, что было подано почти полтысячи заявок, в то время, как на любой международный вокальный конкурс присылается в два – два с половиной раза меньше запросов. В итоге к мастер-классам допустили сотню претендентов, а в финальном гала-концерте в БЗК участвовали 14 самых лучших, самых талантливых.
Такт и терпение, профессиональную щедрость проявили абсолютно все коучи, вложившие немало усилий в то, чтобы пришедшие на мастер-классы молодые певцы максимально раскрылись и унесли что-то ценное для себя. Понятно, что это не тот формат, где можно чему-то быстро научить или быстро поправить застарелую техническую проблему – для этого необходима кропотливая работа с педагогом в классе. Задача коуча – подсказать, направить, дать иной, свежий взгляд на проблему, посмотреть на нее с иного ракурса и дать подсказку, а может быть и мощный импульс к дальнейшему развитию.
Пришедшая обучаться молодежь была очень разной. Наряду с настоящими талантами и певцами, уже много чего умеющими, неплохо обученными, встречалось, к сожалению, немало весьма сырого материала, вокалистов, не владеющих азами профессии. И это при том, что коучи имели дело с уже отобранными участниками. От профессиональной несостоятельности многих буквально «вяли уши», а смотришь в резюме – студент или даже уже выпускник консерватории такой-то... О неблагополучии в педагогическом процессе наших музыкальных вузов в последние годы столько уже было всего сказано, камень в их огород только ленивый не бросил. Наверное, так и есть – уровень упал по сравнению с советскими временами: и учить стали хуже, и учиться тоже. Однако, думается, что проблема не только в вузах и педкадрах, она системная и гораздо шире – это проблема социума, средний уровень культуры которого сегодня таков, что он абсолютно глух к академическому искусству. Особенно не повезло вокалу: звуковая среда вокруг современных молодых людей настроена совершенно на иные стандарты, и это не может не оказывать влияние.
Но наряду с разочарованиями было немало и приятного в зале Мясковского. А еще радужней атмосфера оказалась на финальном гала-концерте в БЗК, где показались молодые певцы, продемонстрировав красивые голоса и результаты обучения. Кто-то пленял прежде всего природным материалом, как, например, бас Сергей Степанян и тенор Арсений Яковлев. Кто-то – артистизмом, как тенор Валерий Макаров. Кто-то драматической экспрессией – как баритоны Рауф Тимергазин и Дмитрий Чеблыков. У кого-то – как, например, у меццо Ульяны Бирюковой и сопрано Анастасии Лерман – уже больше комплекса умений, а не превалирование одного какого-то достоинства. В любом случае у всех ощутим недюжинный потенциал и вместе с тем – большая дистанция впереди по совершенствованию своего мастерства.
Особенно это было ощутимо на контрасте – когда на сцену вышли мастера. Идеальная звуковая эмиссия и яркость посыла Василия Ладюка в хитовой арии из «Иоланты», сочный глубокий звук у Вероники Джиоевой в арии из «Манон Леско», феноменальное владение верхами и стильность исполнения у Дмитрия Корчака в строфах Оссиана из «Вертера», бушующий огонь страстей, но всегда под контролем, не принося в жертву вокал – у Екатерины Семенчук в арии из «Сельской чести», благородство фразировки и величественность образа – у Ильдара Абдразакова в арии из «Эрнани». Прекрасные ориентиры для вокальной молодежи – как для той, что на сцене, так и для тех, кто был в зале.
11 февраля 2021 г., "Культура"