Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Как мы звук "Р" ставили

Шипящие и сонорные звуки (Л, Р) являются звуками позднего онтогенеза. Проще говоря, они "приходят" в речь одними из последних. Нередко малыши со временем их начинают выговаривать самостоятельно, поэтому многие логопеды, когда дело касается исключительно звукопостановки, советуют приходить в 5-6 лет, если такой звук не встанет сам. Однако некоторые дети перехаживают все сроки и продолжают говорить неправильно.

Идеальная стратегия здесь - найти толкового логопеда, который поработает с ребёнком и поможет поставить сопротивляющийся звук на место. Но в ряде случаев это невозможно - нет специалиста или нет денег на специалиста, а ребёнок-то всё продолжает картавить. Поэтому я решила написать небольшую заметку о том, что помогло Лёве начать выговаривать "Р".

У сына достаточно тяжелое нарушение речи в анамнезе (сенсомоторная алалия, к которой бонусом прилагается дизартрия и диспраксия). Большую часть проблем от них за 5 лет упорной работы удалось выкорчевать, но звук "Р" мы ставили поистине эпически.

Логопед в нашем логосаду так и сказала мне, что за 20 лет работы никогда не видела таких мучений с "Р", какие были у сына. Тем не менее, раз при такой сборной солянке нам всё же удалось преодолеть проблему, то возможно, кому-нибудь пригодится наш опыт.

Итак, что помогло?

Подготовка артикуляции к произношению

Тут я открытие не сделаю - большинство специалистов, насколько я знаю, такие упражнения для постановки "Р" и дают. Тем не менее, это важная часть нашего пути к правильной речи, поэтому я не буду её опускать.

Каждый день дома мы садились с сыном перед зеркалом и повторяли серию упражнений, которые помогают языку легче становиться в позицию для выговаривания "Р" (ниже галерея картинок для каждого упражнения):

"Качели"

Ребёнок легонько улыбается, открывает рот. Язык, находясь за нижними зубами, неспеша поднимается наверх за верхние зубы и опускается вниз. Челюсть не двигается - двигается только язык.

"Барабан"

Нужно кончиком языка стучать за верхними зубами, проговаривая "Д-д-д" и не двигая нижней челюстью.

"Маляр"

"Красим" кончиком языка нёбо, водя его туда-сюда то к верхним зубам, то к горлу.

"Лошадка"

Ребёнку нужно поцокать языком, как лошадка. Сначала делается в медленном темпе, потом быстрее. Опять же, никаких движений челюстью.

"Грибок"

Нужно широко улыбнуться, открыть рот и приклеить всю поверхность языка к нёбу. Задержать так на несколько секунд (у нас было 10 сек.) Если упражнение сложное для ребёнка или он не понимает, чего от него хотят, можно попросить его начать цокать языком - при цоканье язык становится в ту же позицию, просто для "грибочка" его не нужно отрывать от нёба.

"Гармошка"

Похоже на предыдущее с некоторыми дополнениями. Нужно, чтобы ребёнок сделал грибок и открывал и закрывал с ним рот.

Это упражнение растягивает подъязычную связку, что важно для тех детей, у которых она коротковата.

Обратите внимание: все упражнения направлены на то, чтобы язык начинал всё легче и легче подниматься наверх или "приклеивался" к нёбу - это имитация движений, которые мы выполняем, когда говорим "Р-р-р". Позже ребёнку будет проще удерживать правильную позицию и хорошо выговаривать звук.

Разумеется, это не исчерпывающая инструкция и наверняка есть ещё какие-то упражнения, которые я просто не вспомнила, но тем не менее, именно эти были у нас в основе постановки звука "Р".

Каждое из них мы делали по 5 подходов. В каждом подходе - 10 повторов. На 1 раз повтора упражнения выделяется по 5-10 секунд (время зависит от навыков ребенка). Требуется системное ежедневное выполнение для максимального эффекта. Вся зарядка в комплексе занимает примерно 20-30 минут.

По-хорошему, большинству детей уже этого хватает, чтобы начать потихоньку говорить звук "Р" и встраивать его в речь при помощи других занятий и упражнений. Но с Лёвой всё было не так просто. Он упорно не понимал как нужно сделать ртом, чтобы зарычать, поэтому логопед в саду применила "костыль" - упражнение "Балалайка"

Для его выполнения нужен ваш чистый указательный палец без ногтя. Если без ногтя никак, то надо одеть на палец или небольшую широкую палочку (как для мороженного) маленькую детскую соску. Ребёнок укладывается на спину к вам на колени (удобно подстелить подушку). Ставит язык в положение "Грибочка" и непрерывно произносит "Д-д-д", (это нужно, чтобы получилось примерно то же положение, как и при артикуляции звука "Р"), а вы в это же время начинаете пальцем быстро двигать его подъязычную уздечку влево/вправо. Получается искусственная механическая вибрация языка и у ребёнка выходит не только "Д", но и "Р".

Честно скажу, что и тут получилось что-то действительно похожее на "Р" только на четвертом занятии. Но это уже было хорошо, так как сын понял, что ему примерно нужно делать и дело пошло веселее. Всего же, чтобы научить произносить звук "Р", вместе с артикуляционной гимнастикой и этим упражнением ушло несколько недель.

Но на этом постановка звука не заканчивается - его надо ввести в речь и научить ребёнка не только изолированно рычать, но и использовать в словах. Для этого логопеды дают упражнения на автоматизацию "Р" в словах. Сначала выполняются упражнения на произношение попроще - просто порычать, говорить слоги, где "Р" вначале, скажем: "Рррра", "Ррро" и так далее. Когда ребёнок хорошо научится делать простые задания, вводят короткие слова, где "Р" - это первый звук: рама, рыба, рак и т.д. Многие из этих заданий можно найти в поиске, задав запрос: "Слова для автоматизации Р". Также отлично детям заходят не просто занятия в духе "Скажи", а логопедические игры-бродилки. Например, такая:

автоматизация мягкого звука Р (из открытых источников)
автоматизация мягкого звука Р (из открытых источников)

Конечно, подобные упражнения это не панацея, но, повторюсь, очень надеюсь, что кому-нибудь, у кого нет возможности посещать специалиста, они пригодятся и ребёнок начнёт правильно говорить.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Короткая уздечка языка - ещё одна причина, почему ребёнок плохо разговаривает

Базовые понятия об окружающем мире, которые должны знать дошкольники 2-5 лет

Что можно требовать на занятиях от ребёнка с нарушениями развития, а чего нельзя?