Найти тему
Записки бешеного графомана

Почему на военных кораблях офицеры уважают матросов?

Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:

**

Действительно, были нормальные (не панибратские) отношения. Я пришёл командиром группы ЗАС на КУ "Виктор Котельников" в 1989 году. Так как это был корабль управления, то связистов там была тьма. Один годок, почти гражданский, попытался меня проверить на вшивость, так я его взял на удушающий при коллективе, больше он не чудил... Всем стало понятно, что лейтенант со сломанным ухом - это просто борец-вольник, знающий приёмы самбо...

После службы один наш старшина долго работал гаишником в моем городе, на дорогах жили душа в душу… Если серьезно, то как можно не уважать матроса, с которым ты можешь остаться в одно отсеке во время борьбы за живучесть корабля, в любом ВМФ вузе это понятие вдалбливается курсантам. Поэтому и есть уважение к нижним чинам, всё по-человечески, главное без панибратства (оно плохо влияет на службу).

**

Сам 5 лет отучился в ВВМУПП. Матросы, как правило, стараются с курсантами не связываться, особенно со старшими курсами - сегодня он на практике, а завтра к тебе командиром придёт.

**

Служил я в период 1961-1965 на ТОГЭ-4 (Тихоокеанская Гидрографическая Экспедиция) под гидрографическим флагом. Соединение из 4-х кораблей (по 6130 тонн каждый) было создано по инициативе Королёва для проведения испытаний ракет на их дальность и точность в район около экватора. Если вы в то время уже были достаточно взрослыми, то должны помнить, что были сообщения ТАСС: "В период (время) район, ограниченный координатами (далее широта и долгота) закрыт для плаванья в связи с проводимыми испытаниями".

Мы выходили с Камчатки и при приходе в нужный район (обычно около 3-5 градусов северной широты и около 170 градусов западной долготы) три корабля ставили в своих точках глубоководные буи с постоянным определением их места, а один находился между нами и Владивостоком в качестве ретранслятора, так как у нас были маломощные передатчики (Р-641 Тантал). Но в процессе подбора частот мы смогли выходить с Владивостоком на прямую связь и необходимость в "Чукотке" отпала.

В 1964 году пришли два корабля "Чукотка" и "Чумикан" по 12 тыс. тонн и 5-ти киловаттными передатчиками, которые вместе с "Чукоткой" составили ТОГЭ-5 и корабли стали выходить по очереди, так как до этого мы фактически постоянно находились в океане. Ещё позднее пришли два маршала "Неделин" и Крылов" уже по 22 тыс. тонн и все корабли были объединены в КИК (Корабельный Измерительный Комплекс). Флаг уже был нормальный военно-морской, так как необходимость в секретности отпала: американцы были постоянно рядом с нами, встречая СКРом уже на траверзе Мидуэя и облетая ежедневно корабли сначала с базы в Датч-Харборе (Алеуты), а затем с Гавайев.

Ближе к пускам подходили корабли "Генерал Арнольд" и "Генерал Вандерберг", которые так же следили за приводнением последних ступеней наших ракет. Я служил на флагмане "Сибирь" и в нашем посту находился флагманский командный пункт, куда приходили команды с полигона и точное время пуска ракеты и данные её слежения над территорией СССР. Мы же потом передавали массу информации с телеметрических станций и с привязкой их к точному времени. Буквально двое суток не выходили из поста. У нас в посту во время пуска и до приводнения сидел командир соединения, флагманский связист, зам. по спец. измерениям, флагманский штурман, начальник штаба, наш "бычок". Служба была очень интересной, за что я благодарен судьбе.

Читайте также: Какие традиции были в Ярославском финансовом училище?

Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.