Мы начинаем серию постов, посвященных ЗРТС - законам развития технических систем.
Хотя большинство ЗРТС и снабжены инструментарием, однако при первом ознакомлении у слушателей складывается достаточно поверхностное представление: законы есть, они обычно исполняются как-то сами собой, тут мы безвластны...
Не буду сопротивляться этой тенденции - начну внедрять в сознание масс больше примеров, фокусироваться на каждом конкретном законе, учиться замечать их в техническом и нетехническом окружении. Итак, поехали.
Закон повышения идеальности. В процессе развития ТС повышается ее идеальность за счет роста отношения функциональных возможностей системы к совокупности затрат на ее создание и эксплуатацию.
Давайте вспомним телевизор с кинескопом: до середины 1990-х годов эти конструкции повышали свое качество, становились все более контрастными, чуть более плоскими, занимая все больше места в доме. Сегодня мы имеем плоские экраны с куда более высоким качеством и растущим числом дополнительных функций, а то и просто стену, на которую проецируется изображение. Снизилась "расплата" пространством, собираемой пожароопасной пылью, потребляемой мощностью. Повысилась "полезность"- качество основных и количество дополнительных функций, а телевизора, как такого, уже почти нет! Технические примеры и некоторые философские мысли про идеальность можно также найти в публикации А.Кудрявцева тут.
А вот и совсем нетехнический пример. Недавно один банковский работник с легкой грустью мне сообщил: "На ближайшие три месяца все банки вынужденны были стать хоть немножко Тинькофф'ым
Переложу эту фразу на закон повышения идеальности. Сохраняя приемлемое качество обслуживания клиентов
p.s. Мы против массовых увольнений, и вообще, достаточно человеколюбивы. Посему имя банковского сотрудника не разглашаем.
- Станислав Колчанов, консультант по ТРИЗ ЦСТ Analytera