Найти тему

Р.Хакимов об Исмаиле Гаспринском

Татары и другие тюркские народы были близки к качественному скачку, к тому этапу развития, когда говорят о «высокой культуре», хотя смысл этих слов во многом носит характер новейшей мистики. Независимо от терминологии, следует признать, что требования экономики, обострение политических отношений, международная обстановка, развитие печати, средств сообщения, новейшие научные открытия, идеи просвещения и т.д. несли с собой революционные вызовы. Грядущее ХХ столетие не могло их игнорировать. Новые веяния ощущались уже в ХIХ веке, в частности, под давлением татарской интеллигенции российские власти разрешили открывать татарские типографии. Затем татары стали обращаться за разрешением учреждения собственной газеты, но довольно безуспешно. Крымский татарин Исмаил бек Гаспринский стал первым, кто сумел добиться открытия в 1883 году первой в России мусульманской газеты «Тарджеман» («Переводчик»).

Князь Исмаил Гаспринский получил хорошее образование, в том числе учился в Сорбонне, изучал европейскую философию, одинаково хорошо владел тюркскими, русским и иностранными языками, был секретарем у И.С.Тургенева, из Стамбула посылал корреспонденции в русские газеты, затем вернулся в Крым, чтобы начать движение за новую систему образования среди тюркских народов.

В связи с открытием газеты, перед ним встал вопрос: на каком языке ее издавать? Турецкий был не всем понятен, хотя интеллигенция нередко писала на османском наречии, некоторые писатели использовали старо-татарский в качестве литературного языка, богословы чаще писали на арабском, народ говорил на тюрко-татарском наречии с особенностями произношения в различных концах обширной России. Насколько непростым был этот вопрос говорит и то, что Тукай – самый народный из всех поэтов нового времени, писал вначале таким языком, который понимал узкий круг интеллигенции. Сегодня его ранние стихи приходиться переводить на современный литературный язык. Дэрдменд, поэт по своему влиянию сопоставимый с Тукаем, призывал: «Ты на базаре собирай слова», иначе говоря, переходи на народный говор.

Исмаил Гаспринский начал издавать газету на «тюрки», своеобразном наречии, о котором Рафаэль Мухамметдинов пишет следующее: «Он выработал в своем журнале особый стиль турецкого языка, отличающийся от языка стамбульских литераторов своей простотой, краткостью и ясностью. Это был язык, при помощи которого он мечтал объединить весь тюркский мир». В одной из статей сам Гаспринский так объясняет замысел: «Татары сибирские, казанские, крымские, кавказские; башкиры, среднеазиатские узбеки и туркмены… говорят наречиями общего им всем тюркского языка. Наречия эти, значительно разнящиеся в устной речи…, почти одинаковы в транскрипции и письменной речи… Газета наша кроме всех областей России, проникает в среду говорящих по-тюркски племен Китая, Персии, Турции». Благодаря этому «Тарджеман» читали все тюркские народы, включая турков.

Реформация и нациостроительство тесно связаны. Не случайно, Мартин Лютер писал языком, ставшим общенемецким. Некоторые из татарских джадидов писали на османском, видимо, в надежде, что он станет общетюркским, но история пошла по пути разделения близких народов на самостоятельные нации, да и царская политика немало сделала для этого. Известный публицист Дж. Валиди писал: «Спор о языке, продолжавшийся (среди тюркской интеллигенции) несколько лет, был решен в пользу самостоятельности 4-х тюркских наречий – волжского, киргизского, среднеазиатского (чагатайского) и османского». Впоследствии советская система довершила этот процесс, окончательно разведя не только четыре наречия, но и искусственно создав целую группу наций. А с тем, чтобы ликвидировать любых противников этого процесса к прежним пугалам пантюркизма и панисламизма добавили жупел пантуранизма, в чем обвинили сторонников Султан-Галиева. Лозунг борьбы с пантюркизмом активно используется и сегодня...

Исмаил Гаспринский (1851 - 1914)
Исмаил Гаспринский (1851 - 1914)

В 1881 году Исмаил Гаспринский выступил с идеей создания единой нации российских мусульман на основе «единства языка, мыслей и действий». Газета «Тарджеман» читалась среди всех тюркских народов и стала фактически органом сторонников джадидизма. Влияние идей тюркизма Гаспринского ощущалось в работах многих общественных деятелей. Следует оговориться, что сам Гаспринский не пользовался термином пантюркизм, пущенным в оборот П.Столыпиным. Более того, он даже по такому щекотливому вопросу как турецко-армянский конфликт придерживался нейтральной позиции, а в связи с праздником армянской письменности в газете «Тарджеман» опубликовал приветствие на крымскотатарском и русском языках: «Приветствуем тебя, скромный трудовой народ! Прими наше искреннее поздравление с 1500-летием твоей письменности и 400-летием твоей печати! Ты празднуешь не память кровавых побед, не память насилий над другими; ты радуешься своим культурным просветительским начинаниям. Привет тебе за 15-вековую письменность, 4-вековую печатную книгу! Ты ими жил и сохранился; ими же ты будешь счастлив». Для пантюркиста сама мысль о таком обращении была недопустима. Гаспринский мог промолчать и никто бы этого не заметил, а публичное обращение к армянскому народу следует рассматривать как явный вызов националистам и пантюркистам. «Его культурно-либеральный пантюркизм, – пишет Н.П.Горошков, – по объему совпадал с просветительской природой «джадидизма», который возник как результат возрожденческого движения в тюрко-татарском мире. Сторонников и последователей Исмаил бея, поэтому, совершенно справедливо, называли джадидами, а не пантюркистами». Российским же властям надо было непременно найти пантюркизм и панисламизм. Инспектор народных училищ Таврической губернии А.Горячкин в секретной аналитической справке писал: «Агитируя за распространение нового метода и упорядочения преподавания в мусульманских мектебах, господин Гаспринский и его единомышленники считают необходимым базировать новометодное направление на общетюркском для всех проживающих в России народностей языке. Такое мероприятие необходимо в целях политических, а именно для объединения различных по своему укладу жизни, языку, нравам, обычаям и историческому прошлому народностей России, исповедующих ислам (киргиз, татар, башкир, сартов, таджиков, узбеков, азербайджанских татар и прочих). О необходимости создания такого языка господин Гаспринский заявлял печатно еще в 1904 году». Российские власти искали политический подтекст в издании газеты, развитии сети образования, а затем и выборах депутатов в Государственную Думу, в чем мусульмане весьма преуспели. В секретном циркуляре департамента полиции МВД от 18 декабря 1910 года отмечается: «Главный принцип, около которого сосредоточивается панисламистское движение и который, так сказать, составляет его душу, – это объединение всего мусульманского мира в политическом и экономическом отношениях под эгидой Турции с конечной целью в будущем образования всетюркской республики, причем выдающиеся турецкие и русские мусульманские публицисты в последнее время усиленно занимаются открытием племен, принадлежащих к одной с ними расе, в целях возбуждения в них ненависти к России и присоединения их к будущей общей мусульманской федерации». Конечно, о создании какой-либо тюркской республики речь не шла, хотя в Государственной Думе активно обсуждали идеи федерализации России. В циркуляре значительное внимание уделяется системе образования, где готовят якобы проповедников панисламизма. Однако о панисламизме не могло быть и речи, поскольку тюркские народы говорили на своем языке и даже в среде элиты было мало тех, кто хорошо владел бы арабским или персидским языками. Подготовка в медресе позволяла освоить арабский язык с тем, чтобы читать Коран, но как рабочий язык он оставался привилегией узкого круга священнослужителей и ученых. Тем не менее, секретная агентура следила за «педагогическим персоналом школ» и «деятельностью панисламистских издательств».

Исмаил Гаспринский стал инициатором реформации всей системы образования среди татар. Если до него джадидские медресе были редким исключением, то благодаря его деятельности они стали доминировать, проникая в среду всех тюркоязычных народов. Огромный авторитет Исмаила Гаспринского стал менее значимым после революции 1905 года, когда открылось большое количество татарских газет и журналов, а джадидская система образования стала подавляющей, но он продолжал играть заметную роль на мусульманских съездах, а в 1906 году был избран в ЦК партии «Иттифак». Смерть Исмаила Гаспринского в 1914 году была воспринята во всем тюркском мире как громадная утрата.

Р.С. Хакимов,

профессор, доктор исторических наук.