“Беляночка и розочка”, сказка для детей среднего возраста с 6 раскрашенными картинками. Издание товарищества И.Д. Сытина, Москва, 1914 г.
История про Беляночку и Розочку, превращенного в медведя принца и злобного гнома появляется в начале XIX века в собрании сказок братьев Гримм. Спустя век эта сказка выходит в издательстве Ивана Дмитриевича Сытина – одного из крупнейших издателей того времени.
В наше время этого издателя назвали бы успешным self-made бизнесменом. Сын сельского писаря из провинциальной глубинки, выходец из многодетной семьи, Сытин не имел никакого стартового капитала. И даже образования не получил – закончил всего 3 класса школы.
Но удачная женитьбы и потрясающая деловая хватка позволила Ивану Дмитриевичу к началу XX века выпускать ¼ всех книг в России, 8 газет и 14 журналов. Чехов напишет о нем: «Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный издатель, вышедший из народа».
Все детские книги издательства Сытина – это прежде всего книги с картинками. Замечательные яркие иллюстрации, выполненные в технике хромолитографии, производили на детей большое впечатление. А значит – помогали продавать! А Иван Дмитриевич ориентировался прежде всего на объемы продаж. И знал толк в визуальной подаче.
Начинал он свое дело с приобретения цветной литографической машины и поначалу выпускал карты. А затем, расширив производство до 2 машин, производил лубки и календари. Уже позже он построит собственную типографию, купит несколько газет и журналов, будет выпускать энциклопедии. И, не без поддержки Льва Толстого, начнет активно выпускать качественную и доступную по цене – а значит, хорошо продающуюся! – художественную литературу.
Сытин был ненасытным издателем: постоянно увеличивал объемы производства, расширял сеть своих магазинов и киосков. Он прославился своей скупостью! Максимум производственных задач он отдавал на откуп мелким субподрядчикам, стараясь выжать из них максимум результата за небольшую цену.
И даже своим наборщикам перестал платить за знаки препинания. Что при ручном наборе не имело практического смысла: точки и запятые надо было точно так же доставать из кассы и укладывать в набор, как и буквы. Все это в итоге сыграло против него – в ходе декабрьской революции 1905 г. работники взбунтовались и сожгли типографию Сытина на Валовой улице.
Но Сытин восстановил и эту типографию, и построил еще одну, на Тверской. Исправно работала и типография на ул. Пятницкой, где была выпущена “Беляночка и розочка”. Кстати, в эти же годы в его типографии работал помощником корректора молодой поэт Сергей Есенин. Там же он познакомился со своей первой женой Анной Изрядновой, тоже работавшей у Сытина корректором.
В 1917 году Иван Дмитриевич Сытин, крупнейший издатель России, отпраздновал 50-летие своей деятельности. А уже через полгода все его предприятия были национализированы в пользу только родившегося советского государства. И из владельца он превратился в управляющего. За 17 лет жизни при советской власти Сытин дважды был арестован, но даже в тюрьме руководил тюремными издательствами.
Эта книга с иллюстрированной издательской обложкой, выпущенная в типографии Сытина в начале XX века, попала в руки наших мастеров. Правда, назвать ее книгой можно было уже с натяжкой. Скорее, это была пост-книга: почти полностью распавшийся книжный блок, некогда объединенный мягким переплетом. Мы почистили страницы, восстановили многочисленные утраты листов. И объединили книжный блок с переплетом. Теперь эта сказка, записанная братьями Гримм, снова готова восхищать детей среднего возраста. А также их понимающих толк в интересных изданиях родителей.
Вашим книгам, фото и документам нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!