Найти тему
Движком.рф

«Копейке» пятьдесят: из истории легендарного автомобиля!

Оглавление

В прошлом году легендарному автомобилю исполнилось 50! Весной 1970 года с конвейера Волжского автозавода сошли несколько первых экземпляров ВАЗ-2101. Тогда мало кто представлял, насколько он будет важен для советских граждан и для страны в целом.

Автомобиль ВАЗ-2101, прозванный «Копейкой», по праву считался идеальной машиной для советского человека. Инициатором и идейным вдохновителем её производства стал председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Он как никто другой понимал необходимость создания не просто массового «народного» авто, а машины европейского уровня, ориентированной на комфорт водителя и пассажиров. Таковой не могла стать «Волга» – её стоимость была слишком высока, не мог стать «Москвич» - количество выпускаемых машин было крайне мало, тем более не мог стать «Запорожец» - герой анекдотов и юмористических баек.

Первая дата ВАЗ 2101.
Первая дата ВАЗ 2101.

Это странно звучит, но в стране, первой запустившей человека в космос, отсутствовал автоконцерн требуемого уровня и производительности. СССР пришлось обратиться к Италии. В августе 1966 года был подписан договор между главой компании FIAT и министром автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасовым о возведении в городе Тольятти автомобильного завода с полным циклом производства.

Сошедшая с его конвейера «Копейка» поражала своим дизайном и техническими качествами. Внешне это был почти FIAT, но итальянцы модернизировали двигатель, сделав его верхневальным, подвеску и задние тормоза, а также увеличили клиренс нового автомобиля. К слову сказать, название «Жигули» было ещё в середине 1960-х годов предложено одним из конструкторов Волжского автозавода. Таким оно и осталось до наших дней, хотя в народе ВАЗ-2101 назвали «Единичкой» и «Копейкой».

Сборка ВАЗ
Сборка ВАЗ

Над обновлением внешнего облика новой машины трудились вазовские дизайнеры В. Антипин и В. Пашко. На машину были установлены прямоугольные фары от 412-го «Москвича», чёрная решётка радиатора с горизонтальной полосой посередине, хромированная рамка и подфарники. Получился откровенный «Москвич». Поэтому от прямоугольных фар было принято отказаться и остановиться на фарах круглой формы, встроенных в общую облицовку чёрной решётки радиатора. Получилась примерная копия польского FIAT-125Р. На этом обновление дизайна кузова было завершено.

Автомобиль-мечта

«Копейка» была пределом мечтаний многих советских граждан, но не всем она была доступна. Её начальная цена превышала 5 тысяч рублей – огромные по тем временам деньги. Просто так её купить было нельзя – людям приходилось долгое время стоять в очереди на предприятиях, прежде чем получить долгожданное приглашения в магазин «Автомобили». Ну и конечно, инженеры и рядовые учёные, получавшие в лучшем случае чуть больше 100 рублей в месяц, о такой машине могли только мечтать. Зато шахтёры, директора цехов на предприятиях, бригадиры, золотодобытчики, металлурги с зарплатой от 500 рублей вполне могли себе её позволить. Можно было испытать удачу и выиграть «Жигули» в лотерею, купив 30-копеечный билетик. Но эти случаи были крайне редки, а чувство ненависти к таким счастливчикам со стороны окружающих было гораздо сильнее, чем к тем, кто выстоял очередь и купил машину за свои кровные.

«Жигули» в культуре и спорте

«Жигули» были показателем статуса человека и в реальной жизни, и в кино. Эту машину можно увидеть в таких известных и любимых многими фильмах, как «Гостья из будущего», «Зимняя вишня» и, конечно, в «Невероятных приключениях итальянцев в России» - правда, здесь участие в съёмках принимала люксовая версия «Копейки» - так называемая «Трешка». С появлением ВАЗ-2101 наступила новая эпоха и в советском автоспорте. «Копейка» принимала участие и в ралли, и в кольцевых автогонках, и в марафонах. В 1971 году этот автомобиль завоевал серебряный приз в марафоне «Тур Европы-71», а в 1973 году на «Туре Европы-73» он взял сразу и серебро, и золото.

Не просто автомобиль, а еще и мечта!
Не просто автомобиль, а еще и мечта!

Конец эпохи

Окончательно выпуск ВАЗ-2101 завершился в 1983 году. Это решение было связано с необходимостью нарастить темпы выпуска новых моделей. Вплоть до 1988 года продолжали выпускать только ВАЗ-21013, но их большая часть предназначалась для отправки на экспорт за границу – в Египет, во Вьетнам, в страны Европы. Для Великобритании выпускалась уникальная для того времени модификация «Копейки» с правым рулём.

«Копейка» прожила долгую и очень насыщенную жизнь. За все время выпуска с 1970 по 1988 годы с ВАЗовского конвейера сошло почти 5 миллионов экземпляров этого поистине «народного» автомобиля, целиком оправдавшего своё предназначение.

Не забывайте, что на канале проходит еженедельное тестирование, где каждый участник получает небольшой бонус от магазина Движком. Перейти к тесту можно по этой ссылке .

Будьте вежливы на дорогах! Всем легкой дороги! Не нарушайте!

Рекомендуем к прочтению:

Выбираем аккумулятор правильно!

Консервируем машину на зиму!

Средства по уходу за авто зимой!

Жмите "палец вверх", подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии!

Больше полезной информации о пдд, ремонте авто, лайфаках на сайте Движком.рф и в группе соц.сети Движком .