Даже в бесчеловечные времена любовь приносит утешение и надежду. Историю Эдека и Малы можно сравнить с драмой Шекспира. Их побег из концлагеря стал легендой. К сожалению, финал тоже сильно напоминает нетленные Шекспировские творения ...
Мала была бельгийской еврейкой. Её арестовали во время облавы на вокзале Антверпена в 1942 году. Через несколько месяцев перевезли в Освенцим. Девушка была красавицей, знала несколько языков (немецкий, французский, голландский, итальянский, польский и немного русский), поэтому быстро стала переводчицей лагеря и попала в элиту.
Семнадцатилетнего Эдварда Галинского отправили в лагерь в июне 1940 года. Он был арестован в рамках операции, направленной на борьбу с польской интеллигенцией. Ему пришлось очень быстро превратиться из мальчика в мужчину.
Мала и Эдвард познакомились на рубеже 1943 и 1944 годов. «Я люблю, и меня любят», - призналась девушка подруге. Казалось бы, любовь в таких условиях вообще невозможна, и все же она процветала среди смерти, боли и дыма из топок крематория.
Обычно они встречались там, где эсэсовцы меньше всего ожидали. В блоке 30, в так называемой рентгеновской комнате, где доктора Менгеле и Шуман просвечивали рентгеновскими лучами женщин и мужчин, ранее выбранных для экспериментов.
На работе в слесарной мастерской Эдек познакомился с Любушем - эсэсовцем, который помог ему и Мале. Сначала побег планировался Эдвардом и его другом Веславом. Позже Веслав решил уступить свое место Мале.
Эдвард Любуш был из польско-немецкой семьи и сохранил свою человечность в абсолютно нечеловеческие времена. Не участвовал в зверствах, типичных для охранников, и был много раз наказан за свою мягкость. Своей позицией он спас многих заключенных. В мастерской, которой он руководил, изнуренные и больные узники восстанавливали свои силы.
Один из заключенных позже рассказал о нем:
Он был слишком мягким и его даже отправили в Штуттгоф на несколько месяцев. В специальном лагере для СС он обучался правильному обращению с заключенными.Но эффект был прямо противоположным. Он не только не изменился по отношению к заключенным, но и стал к ним еще более дружелюбным. Но теперь стал осторожнее и лучше маскировался.
Эдвард подружился с Любушем, когда работал в слесарной мастерской.Вместе они разработали стратегию побега.
План был прост. Галинский, одетый в форму СС, должен был вывести "заключенного" (Малу) за пределы лагеря. Далее в селе Козы им должен был помочь один из жителей деревни. Униформа была предоставлена Любушем. Наверное, она была его собственной. Также он подарил пистолет с тремя патронами.
Влюбленные сбежали из лагеря 24 июня 1944 года. Выйдя за ворота, Мала скинула полосатую форму, под которой было надето платье. Они выглядели как влюбленная пара — эсэсовец и его девушка.
Сначала всё шло на редкость гладко, а затем история приняла трагический оборот. Мала наткнулась на немецкий патруль в магазине и была арестован.Эдвард, увидев, что возлюбленную арестовали, сдался сам. Их опознали, как заключенных Освенцима и отправили обратно в лагерь. Влюбленные оказались в Блоке 11, более известном как Блок Смерти, и были помещены в отдельные камеры.
Их обоих подвергали жестоким пыткам, но Любуша они так и не выдали. Эдвард удостоверился, что тот получил секретное сообщение, подтверждающее, что он в безопасности. Ночью юноша пел или свистел, давая понять возлюбленной, что жив. Вскоре оба были приговорены к смертной казни.
Казнь Эдварда была довольно драматичной. Один из очевидцев рассказал:
Он забрался на табурет. Приговор стали читать на немецком и польском языках. Прежде чем он был закончен, Галинский сунул голову в петлю и отскочил от табурета. Тут же к нему подбежали охранники и высвободили из петли, подложив ему под ноги табурет. Приговор зачитали снова.
Все заключенные склонили головы ...
В это же время умерла Мала. Ее казнь была еще более драматичной. Она ударила охранника по лицу и закричала: «Я умру героиней, а ты умрешь, как собака!». Руководство лагеря решило, что Малу нужно сжечь заживо в печи крематория.
Напоминанием об этой великой трагической любви являются обернутые бумагой локоны волос, которые до сих пор хранятся в музее Освенцима.