Срок службы обычного свинцового аккумулятора считается равным 4-5 годам. Да и производители АКБ ориентируются на те же данные. Теоретически обычная батарея рассчитана где-то на 200 циклов заряда-разряда, после чего разрушается. Однако правильно эксплуатируя аккумулятор, своевременно и регулярно выполняя регламентные работы, можно продлить срок его службы.
Что сокращает аккумулятору жизнь
Убивает аккумулятор в первую очередь сульфатация пластин. А вот причин, способствующих ее образования, достаточно много. И это несмотря на то, что на явлении сульфатация основана работа АКБ. Небольшое пояснение, буквально в двух словах – при разряде происходит выделение из активного вещества и осаждение на пластинах сульфата свинца, а при заряде батареи – обратный процесс.
На этом согласно действующей теории и основана работа свинцового кислотного аккумулятора. Существует множество факторов, оказывающих существенное влияние на увеличение сульфатации АКБ и сокращение срока ее службы, и некоторые из них приведены ниже:
1. Глубокий разряд аккумулятора.
2. Хронический недозаряд АКБ.
3. Потеря батареей части воды, входящей в состав электролита.
4. Ускоренный саморазряд АКБ
Как уменьшить влияние факторов, сокращающих жизнь АКБ
В общем-то, предпринимать каких-то героических усилий не надо. Как говорится, болезнь легче предупредить, чем лечить. Не надо даже каждый день заглядывать под капот и осматривать аккумулятор. Достаточно раз в два-три месяца, в крайнем случае раз-два в год проводить определенные процедуры, описанные ниже, и АКБ будет работать долго и надежно.
Контролировать степень заряженности аккумулятора
Многие автомобили, особенно современные, оснащены бортовым вольтметром. А если такого нет, то можно воспользоваться обычным мультиметром. Этот прибор позволяет проконтролировать степень заряженности непосредственно АКБ, а также работу генератора, его способность восстанавливать энергию батареи, потраченную на запуск ДВС.
Для оценки состояния АКБ можно воспользоваться приведенными выше таблицами. Таблица 1 позволяет проконтролировать состояние батареи без подключенной нагрузки, а таблица 2 – контролировать батарею в момент запуска ДВС. Если при этом напряжение не падает ниже 9 В, то аккумулятор еще вполне способен поработать, в противном случае пора подумать о его замене.
Два важных замечания.
1. Если напряжение батареи на холостом ходу упало ниже 11,9 В, то она полностью разряжена и ее нужно срочно зарядить. Дело в том, что в таком состоянии резко возрастает сульфатация пластин, и если не принять срочных мер (зарядить АКБ), то она может выйти из строя. И необходимо выяснить причины, по которым разрядился аккумулятор.
2. Необходимо контролировать напряжение, выдаваемое генератором автомобиля. Если оно при полной нагрузке (включены дальний свет, вентилятор отопления на полную мощность, обогрев заднего стекла) меньше 13,8 В, то значит, генератор не обеспечивает зарядку АКБ и необходимо искать, где теряется напряжение.
Своевременно заряжать аккумулятор
Порой водителю осознанно приходится идти на глубокий разряд АКБ, например, при отказе генератора во время движения. В этом случае, когда вы доберетесь до места, то как только появится возможность, разряженный аккумулятор необходимо зарядить, причем лучше это сделать с использованием внешнего зарядника. Тогда глубокий разряд батареи скорее всего останется без последствий и не отразится на его сроке службы.
Вообще подобную процедуру – заряд от внешнего устройства стоит выполнять раз в 2-3 месяца, в крайнем случае – раз в год, перед зимним сезоном. Дело в том, что на автомобиле аккумулятор генератором заряжается до уровня 75 % своей номинальной емкости. А это способствует дополнительной сульфатации и нехваткам энергии, особенно при неблагоприятных внешних условиях (холод или жара).
Кроме того, перед началом зарядки стоит проверить уровень электролита в батарее. При длительной эксплуатации, многочисленных зарядах-разрядах часть воды теряется, а это опять же приводит к снижению емкости АКБ. Так что проверить уровень воды и долить при необходимости – задача довольно-таки простая.
Обеспечение чистоты и качественное соединение проводов
Обеспечивается это просто протиркой поверхностей батареи, особенно возле клемм. Дело в том, что грязь способствует образованию токопроводящих мостиков, дорожек, а это приводит к ускоренному разряду батареи. Итог – потеря емкости, повышенная сульфатация и скорый выход из строя аккумулятора. А решается проблема просто – надо только протереть АКБ.
Другой причиной ускоренного разряда может стать плохой контакт с проводами из-за ослабления резьбовых соединений. Так что своевременная их проверка – залог продолжительной жизни батареи.
Заключение
Если просто следить за текущим состоянием аккумулятора и выполнять достаточно простые действия, обеспечивающие своевременный уход, то срок службы батареи может значительно увеличиться, тем самым избавив вас от лишних трат.