В 1948 году психолог Бертран Форер провёл психологический эксперимент. Он дал своим студентам тест для анализа личности. Но вместо настоящих результатов он предоставил всем один и тот же невнятный текст из гороскопа.
Этот текст состоял из общих характеристик, которые можно отнести почти для любого человека, например:
- Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами.
- Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство.
- Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок.
Затем он попросил студентов оценить по пятибалльной шкале насколько описание соответствует действительности.
Результат: 87% студентов оценили свою личностную характеристику как очень точную.
После этого различные независимые исследователи повторили этот эксперимент и результаты были примерно одинаковыми.
В одном исследовании на эту тему студенты получали оценку своей личности по стандартизированному психологическому тесту MMPI. На основе ответов студентов ученые составили точные описания личностей. Но студентам предоставили два варианта: точное и фальшивое описание. Позже студентов попросили выбрать, какое описание они считают более точным.
Итак, 59% студентов выбрали поддельное описание.
Исследования показали, что человек больше склонен верить положительным характеристикам своей личности.
Любопытный факт: если люди считали человека, который проводил тест авторитетным профессионалом, то они с большей вероятностью соглашались с негативными характеристиками.
Также эти исследования доказывают, что, когда мы убеждены в точном описании наших личностей, то на деле это не обязательно так. Мы не можем с уверенностью доверять собственной оценки своего состояния или характера.
Всевозможные шарлатаны знают об этом эффекте и успешно используют его. Не удивляйтесь, что так много людей продолжают верить в сомнительные психологические тесты в интернете, астрологию, экстрасенсов и медиумов.
Используете телеграм? Тогда подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые статьи.