(2 Пет. 3:1-18)
Ученики Иисуса не имели ни малейшего представления, что ждало их, когда собрались для встречи с Ним на Елеонской горе после Его воскресения. На протяжении сорока дней после распятия они были свидетелями того, о чем никогда даже и помышлять не могли. Господь говорил с ними о пришествии Святого Духа и об установлении Своего царства. Они силились понять, но никак не могли уразуметь того, о чем говорил воскресший Господь. И как раз когда они решили, что уже можно задать кое-какие вопросы, произошло событие, о котором люди будут говорить до тех пор, пока будет стоять земля. Господь начал возноситься к небесам.
Ученики в крайнем изумлении вглядывались ввысь, как вдруг перед ними, пишет Лука, предстали двое одетых в белое мужчин и сказали: “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1:11). С того момента, как люди в белом произнесли это обещание, не много вопросов вызывали больше интереса и споров, чем вопрос о времени и способе возвращения Господа. Так было даже во время написания Нового Завета, на что указывают послания Павла фессалоникийцам. В фессалоникийской церкви некоторые, рассуждая о времени второго пришествия Господа, перестали трудиться и в праздности ожидали Его скорого возвращения (1 Фес. 5:1-3; 2 Фес. 2:1, 2; 3:6-12).
Рассуждения и споры о времени и последствиях второго пришествия Христа продолжаются до сих пор. В прошлом веке во многих церквах появились разнообразные вариации учения премилленаризма. Со сложными расчетами в руках эксперты обсуждают “восхищение", битву при Армагеддоне, восстановление храма и тому подобные темы. Стоит только одному из них решить, что он все вычислил, как появляется другой знаток с иными расчетами. Популярная литература, фильмы и лекции на тему последних дней свидетельствуют о непреходящем интересе ко второму пришествию Господа - интересе, который не угасает на протяжении вот уже двух тысячелетий.
Как и в 1 Петра, последняя глава второго послания посвящена, в основном, возвращению Господа, однако с некоторой разницей в подходе. Тема возвращения Господа лишь как бы "парит" над первым посланием. Не делая первое пришествие темой своего наставления, апостол искусно вплетает его в ткань послания. Во 2 Петра апостол уже прямо проповедует своим читателям о втором пришествии Христа. Некоторые вообще сомневались в Его возвращении. Петр завершает свое второе письмо уверенными словами о том, что Господь появится внезапно, когда насмешники будут меньше всего ожидать этого, чтобы судить не угодных Богу.
НАМЕРЕННАЯ ЗАБЫВЧИВОСТЬ НАСМЕШНИКОВ (3:1-7)
Во втором письме Петр дважды говорит о своем намерении возбудить своих читателей напоминанием (1:12, 13; 3:1). В общем, оба послания были направлены на то, чтобы “напоминанием возбудить чистый смысл” каждого христианина (3:1), но было еще и нечто особенное, о чем говорили пророки и апостолы и чего ни в коем случае не должны были забывать читатели Петра (3:2). Некоторые стали задавать вопросы и сомневаться, и поэтому им необходимо было напомнить, что обещанное возвращение Господа составляет основу христианского учения. Последователи Христа должны жить в ожидании скорого явления Господа - должны ждать, но никак не требовать. Если Он сочтет нужным отложить Свое пришествие на тысячу лет, их не должно постигнуть разочарование. Они должны жить так, будто Он явится уже сегодня.
Между двумя притчами, рассказанными в конце Мф. 24 и в начале Мф. 25, мы чувствуем едва уловимое, но важное смещение акцента. Злой раб в Мф. 24:45-51 думал, что его господин вернется не скоро. Но тот пришел в разгар пиршества и кутежа и отправил негодного раба туда, где уже находились лицемеры - где “плач и скрежет зубов" (Мф. 24:51). В притче о десяти девах, наоборот, пять глупых дев ожидали скорого прихода жениха, но он пришел позже. Аналогичное изменение акцента ощущается и между двумя посланиями Петра. В 1 Петра перспектива неминуемого возвращения Господа была утешением для страдавших христиан; во 2 Петра церковь стали одолевать сомнения, так как их ожидание немедленного возвращения все не осуществлялось.
Вероятно, среди насмешников были и лжеучителя, о которых Петр говорит во второй главе. “Где, - говорили они, - обетование пришествия Его?” (3:4). Петр напоминает им, что тот же самый Бог, который сотворил мир, может совершить и суд над ним (3:5). Однажды Он уже сделал это. Потоп начисто смыл с лица земли древний мир. Слово Божье предупреждало поколение Ноя. Они отказались слушать, и суд свершился (3:6). Петр говорит, что тот же Бог, который осудил допотопный мир, сохранил нынешний мир для огня (3:7). Его Слово сберегает небеса и землю “на день суда и погибели нечестивых человеков" (3:7).
ГОСПОДЬ ТЕРПЕЛИВ (3:8-10)
Иногда я прихожу в отчаяние от того влияния (вернее, его отсутствия), какое Господня церковь оказывает на мир. Похоже, мало кто обращает внимание на слова Христа. Для многих мужчин и женщин супружеская верность кажется бессмысленной. В Америке брак непродолжителен, а семейный очаг нестабилен. Статистика утверждает, что почти половина заключенных сегодня браков закончится разводом. Миллионы людей не хотят вступать в брак и просто сожительствуют. Почти половина детей школьного возраста живут в неполных семьях или же с отчимом или мачехой.
Кажется, что сатана побеждает в битве за людские умы и души. На выручку от игорного бизнеса содержатся местные правительства. Миллионы живут в мрачном мире алкоголя и наркотиков. Порнография и аборты принимают угрожающие размеры, а преступность и коррупция растут из года в год. Нужно ли еще что-то добавлять к сказанному? Численность церкви мала. Что христиане могут сделать? Может, просто воздвигнуть стены вокруг себя, и пусть мир идет своим путем? Но это невозможно. Грех протягивает свои щупальца даже в церковь. Греховность мира соблазняет нас и наших детей. Даже христиане не могут устоять перед песнями сирен. Вот такая удручающая картина.
На фоне этого безотрадного пейзажа учение главы 3 особенно важно. Сила сатаны и его власть над этим миром иллюзорны. Мир принадлежит Богу, и окончательная победа - за Ним. Те, кто с нетерпением ждет Его возвращения, будут править с Ним вечно. А мир и все, что в нем, осудится и сгорит в огне (2 Фес. 1:6-10). В сравнении с этим событием теперешняя картина мира напоминает перестрелку перед настоящей битвой. А что, если Он задержится со Своим пришествием? Еще задолго до Петра Моисей сказал: “Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи” (Пс. 89:5; ср. 2 Пет. 3:8). Люди не могут втиснуть Бога в свое расписание. Раз Бог сказал, что Христос вернется и будет судить землю, мы можем быть уверены, что так оно и будет. Если Судный день откладывается, то лишь потому, что Его долготерпение дает миру время для покаяния (3:9).
Петр вспоминает ветхозаветных пророков, когда пишет: “Придет же день Господень, как тать ночью" (3:10). Исайя писал: “Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное" (Ис. 2:12), и далее: “И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю" (Ис. 2:19). В главе 13 Исайя говорил о дне Господнем, как о дне суда над Вавилоном; в 34:8 он выступал против Едома. Иеремия в 46:10 возвещал, что Египет испытает Божий гнев в день Господень. Амос в 5:18 и Софония в 1:7 говорили, что в день Господень Бог обратит свой гнев против Израиля. Для пророков день Господень мог наступить в любое время, когда Бог во всей мощи проявит Себя, осуществив Свой суд. В 1 Фес. 5:2 и 2 Пет. 3:10 это день всеобщего Божьего суда, когда все люди предстанут пред судилищем Христовым (2 Кор. 5:10; Рим. 2:6-8).
Иисус и Павел тоже говорили, что день Господень придет так же незаметно, как приходит вор (Мф. 24:42-44; 1 Фес. 5:2). Разница между ожиданием скорого возвращения Господа (1 Пет. 4:7; Иак. 5:8) и ожиданием Его внезапного появления, как это делает вор, незначительна. И в том, и в другом случае народ Господень должен быть готов и жить в ожидании. Когда Он придет вновь, Его высокий суд будет окончательным и абсолютным. Земля, небо, моря и вся природа будут уничтожены.
Вокруг завершающих слов 2 Пет. 3:10 идут споры. Написал ли Петр: “...земля и все дела на ней сгорят" , - или, может быть, он написал: “...земля и все дела на ней обнаружатся” . За этими двумя переводами стоят два разных греческих слова. Дело в том, что в одних древних копиях 2 Петра стоит греческое слово, означающее “сгорят", а в других - "обнаружатся”. Какое из этих слов на самом деле употребил Петр, сказать трудно. Если здесь употреблено греческое слово "обнаружатся”, то понять его можно в том же смысле, что и 1 Кор. 3:13, где говорится, что в последний день “каждого дело обнаружится; ...потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, какое оно есть" .
Некоторые пытаются использовать этот отрывок в подтверждение учения о том, что земля не будет разрушена, а просто будет в последний день обновлена. Такое толкование не опирается на контекст. Петр говорил, что, когда вернется Господь, земля и вселенная, какими мы их знаем сейчас, перестанут существовать. Иначе никак нельзя понять утверждение: “И тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся" .
КАКИМИ ВАМ ДОЛЖНО БЫТЬ? (3:11-18)
Петр напоминал христианам о конце времен вовсе не затем, чтобы посеять страх в их сердцах. Только неверующие и нечестивые имеют тут основание для страха. Для Петра и его читателей знание того, что нынешнему миропорядку придет конец, было тем, что только укрепляло их решимость жить святой и благочестивой жизнью. “Какими должно быть... вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия?” - спрашивает Петр (3:11, 12). Говоря о возвращении Христа, Павел в 1 Фес. 5:1-5 учил своих читателей тому же. Живя богоугодно, христиане готовы к неожиданному приходу Господа и торопят время Его появления (т.е. ожидают и желают пришествия дня Божия).
Некоторые спрашивают: “Если небеса и земля будут разрушены, то где тогда будет жить Божий народ?” Петр и не пытается дать подробное объяснение. Ответ кроется во всеведении и силе Бога. А нам достаточно знать, что Бог даст новые небеса и новую землю, совершенно не такую, как эта. И там будет обитать праведность. Петр рисует четкую картину, пусть и не такую яркую и захватывающую, как Иоанн в Откровении: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я Иоанн увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними...» (Откр. 21:1-4).
В заключение Петр еще раз призывает к святой жизни. Христианам нужно подготовить себя для жизни с Ним, когда все обновится и Сын Человеческий сядет на престоле славы Своей (Мф. 19:28). Если Сам Господь был “непорочным и чистым агнцем” (1 Пет. 1:19), то и христиане, по словам Петра, должны быть "неоскверненными и непорочными” (2 Пет. 3:14). Эти эпитеты могут быть преднамеренным противопоставлением лжеучителям, которых он называет “срамниками и осквернителями” . С нетерпением ожидая Его возвращения, верные христиане должны были помнить, что отсрочка позволит другим услышать евангелие, спастись и присоединиться к избранным.
В 3:15 мы находим необыкновенное свидетельство авторитетности и богодухновенности других новозаветных писаний. Павел написал свое первое дошедшее до нас послание, 1 Фессалоникийцам, около 51 г., то есть приблизительно за 15 лет до написания 2 Петра. Кроме того, если Петр, как мы и предполагаем, писал свое второе послание из Рима, то Павел написал свое письмо тамошней церкви приблизительно за восемь лет этого. Мы не знаем, когда, как и кто собрал вместе послания Павла, но уже во время написания 2 Петра апостол и его читатели могли быть знакомы с посланиями Павла.
Утверждение Петра о том, что невежественные и нестойкие искажают написанное Павлом, скорее всего, указывает на то, что лжеучителя, о которых говорится в главе 2, пытались использовать слова из посланий Павла для доказательства правоты своего лжеучения. Петр разъясняет, что они с Павлом являются братьями в общем деле. Павел, "по данной ему премудрости” , также писал о дне Господнем и о связанной с этим необходимости жить святой и праведной жизнью (3:15, 16).
Трудно сказать, какие отрывки или какие письма Павла Петр имеет в виду в 3:15, 16. Малоазийским церквам были адресованы послания к колоссянам, эфесянам и галатам. Церкви провинции Асия вполне могли быть знакомы с посланиями к филиппийцам, фессалоникийцам и коринфянам. Кроме того, Тимофей был в Эфесе Асийском, когда Павел писал ему, а Тит находился недалеко, на острове Крит. Важным здесь является то, что Петр и его читатели знали, по крайней мере, некоторые из посланий Павла и считали их такими же богодухновенными, как и “прочие Писания”. Разумеется, Павел и сам говорил, что его слова имеют силу, так как даны ему Духом (1 Кор. 2:13; Еф. 3:5).
К сожалению, христиане в любое время должны быть на страже, чтобы “не увлечься заблуждением беззаконников" (3:17). Основные истины, заповеди и образ жизни, похвальный для христиан, изложены в Новом Завете для любого, кто хочет их узнать, но как много христиан были уведены от своего безопасного положения теми, кто спекулирует на “вещах, которые трудно понять" (3:16; Современный Перевод), написанных Павлом и другими новозаветными авторами. Христиане должны остерегаться учителей, которые отбрасывают ясное, понятное всем учение Писаний в пользу своих собственных, особых толкований трудных и малопонятных мест. Многие христиане упали и разбились о камни семидесяти недель Даниила, ночных видений Захарии и иносказательного языка Откровения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последняя глава 2 Петра содержит одно из наиболее ярких описаний второго пришествия Господа, какие мы находим в Новом Завете. Современным христианам трудно понять ту страсть, с какой церковь первого века ожидала возвращения Господа. С самого своего первого знакомства с благой вестью христиане узнавали, что Господь еще вернется. Они ждали Его каждую минуту, и когда по прошествии нескольких лет Он так и не пришел, они стали недоумевать. А клеветники и враги христиан увидели в их ожидании подходящий объект для насмешек.
Своим письмом Петр не дает умереть надежде на второе пришествие Христа, объясняя причину задержки, знание которой помогало христианам не разочароваться, как бы долго ни пришлось им ждать. Это не значит, что он советует отказаться от надежды на Его скорое возвращение. Если ждать возвращения Господа, то ждать его в ближайшее время. Но ожидать Господа в ближайшее время - это не значит требовать, чтобы Господь втиснул Себя в рамки человеческого представления о времени. Христиане верят, что Господь вернется.