В июне 1991 года последний тогда еще советский военнослужащий покинул землю тогда еще единой Чехословакии. История Центральной группы войск второго формирования, начавшаяся в августе 1968 года, а официально закрепленная 10 октября 1968 года, подошла к концу. С той поры ЦГВ осталось лишь в памяти бывших военнослужащих, членов их семей и гражданских специалистов, связанных с ней. В период 1990-1994 годов советские войска покинули также Германию (ЗГВ, ГСВГ), Польшу (СГВ), Венгрию (ЮГВ), а также ушли из Монголии.
Отношение к присутствию советских войск было неоднозначным, вспомним, например, восстание в Венгрии в 1956 году. В Чехословакии лояльнее всего к присутствию войск были восточные словаки, менее чехи, хотя при выводе и среди чехов были те, кто говорил – «рус не уходи», равно, как и в восточной Словакии были силы, выступавшие против советского присутствия. Но все-таки чехи и словаки тот период считали «советской оккупацией». Правда это не мешало нормальному и даже дружественному общению между представителями Чехословакии и советскими гражданами, связанными с ЦГВ.
Вместе с тем, когда мы уходили, четко осознавали, что уйдем мы, придут другие. Так и вышло, ушли войска несуществующего ныне СССР, место занял блок НАТО, который вновь стал противной стороной для теперь уже России. Т.е. получается, что выводом войск сами же уступили территорию и место «потенциальному противнику».
Можно было бы сохранить наше присутствие? Думаю можно, ведь Восточная Европа это, по сути, наш трофей за победу в Великой Отечественной войне. Трофей, который был взят, а вот разумно распорядиться не смогли, навязав народам «советскую» модель, слабо учитывая местные особенности. Многие чехи были возмущены именно вмешательством в их внутренний уклад в 1968 году, а советские войска воспринимались как гарант навязанной системы. Т.е. основная ошибка была в навязывании модели, равно как можно было бы иметь военное присутствие с уважением местных особенностей и традиций, и оно бы не так воспринималось в штыки.
Поэтому основная ошибка в Восточной Европе заключалась в навязывании определенной модели, в том числе не учитывающей местные традиции, хотя это навязывание было более мягким, нежели внутри самого СССР. Вторым слабым моментом можно было отметить то, что уровень жизни в социалистических сателлитах, части из них, был выше, чем в СССР. На этом фоне выделяются ГДР, Чехословакия и Венгрия. Дороги в этих странах были существенно лучше, жизнь свободнее, так в ЧССР были даже легковые автомобили «Мерседес», а снабжение на порядки лучше. В Чехословакии отсутствовало такое понятие, как дефицит продуктов – в магазинах все было. Может не 30 сортов сосисек, а буквально несколько, но они всегда были в продаже свободно. Социалистическая модель также вводила в Чехословакии определенную стандартизацию, что и не нравилось местным жителям. Но она работала, местные жители были обеспечены продуктами, одеждой и прочим, людям не надо было стоять в очередях за дефицитом. Т.е. для того, чтобы быть примером, притягивающим других надо иметь как минимум сопоставимый уровень жизни, а желательно несколько выше. Ведь на рубеже 80/90-х побежали страны Восточной Европы от неопределенности и развала, от желания размежевания с советской системой хозяйствования, которая, увы, к концу 80-х зашла в тупик.
Т.е. если бы в социалистической системе была бы реально эффективная экономическая модель, население сателлитов было бы существенно лояльнее к СССР.
Поэтому лучшим решением рубежа 80/90-х был бы отложенный на десятилетия вывод войск, резкое поступательное развитие тогда еще СССР, и, как следствие, отмена вывода из-за того, что были бы устранены причины, побудившие его начать, в результате Восточная Европа осталась бы в зоне российского (советского) влияния. Но вышло, что вышло. Советские войска покинули Восточную Европу без боя, десятилетия готовившись оборонять территорию в случае конфликта с НАТО. А в итоге блок НАТО из-за политических решений последних лидеров СССР занял обширные территории без единого выстрела, существенно продвинувшись на восток. Последние власти СССР фактически сами уступили Восточную Европу своим конкурентам, не получив никаких гарантий хотя бы ее нейтралитета.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети "Интернет".
Другие статьи по теме:
Бери шинель - пошли домой. 30 лет прошло с той поры, как изменилась моя жизнь. Вводная часть
Чехословакия – маленький рай на Земле. Или почему у тех, кто прошел ЦГВ и ЧССР, осталась ностальгия