Найти в Дзене
Круто об искусстве

Самое крупное художественное объединение начала ХХ века.

Перт Кончаловский "Портрет художника Георгия Якулова", 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Перт Кончаловский "Портрет художника Георгия Якулова", 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

"БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ" - так называлась скандально известная выставка (1910-1911) и самое крупное художественное объединение начала ХХ века (1911-1917), зачинателями которого стали ПЕТР ПЕТРОВИЧ КОНЧАЛОВСКИЙ (тот самый, кто был зятем Сурикова и дедушкой наших Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова) и защитник всех художественных "беспорядков" МИХАИЛ ЛАРИОНОВ.

И объединили они под свои знамена ниспровергателей академических канонов и искателей новых путей в искусстве.

Это были живописцы Илья Машков, Аристарх Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк. Но это только ядро. Были среди них и Кандинский, и Малевич, и Бурлюк, и много кто еще. Даже лучше сказать так: КОГО ТАМ ТОЛЬКО НЕ БЫЛО (кажется, за 6 лет существования объединения в нем успели отметиться все творцы, творчество которых легло в основу раннего русского авангарда).

Первое, что приходит в голову - это карточные азартные игры: бубновая масть обозначает страсть, а валет - молодого человека. Такие они и были - страстные, дерзкие, молодые. Более того, на робах арестантов был нарисован бубновый туз.

"Это название нравилось большинству... тем, что оно вызвало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости..." (Илья Машков).

Большинство из участников группировки учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но были исключены за неподчинение педагогам (о, молодость!). Кроме того, все они были поклонниками французской живописи, усердно посещали дом Щукина, где изучали полотна СЕЗАННА, ВАН ГОГА, ГОГЕНА, МАТИССА (в общем-то именно находки этих живописцев и легли в основу первых радикальных опытов русского авангарда).

Но в отличие от Франции, где открытия в искусстве следовали друг за другом в неспешном историческом ритме, Россия около 1910 года переживала ситуацию художественного взрыва. Молодые бунтари разрывали связи с традицией, отвергали знания, полученные от учителей, чувствуя, что незыблемые основы классического искусства уже не способны выразить изменившееся понимание мира.

В общем-то, именно современники и окрестили это явление художественным авангардом. За сумасшедшую по тем временам смелость и за бесшабашную вольность.

Михаил Ларионов "Портрет поэта Велимира Хлебникова", 1910. Собрание А. К. Томилиной-Ларионовой, Париж.
Михаил Ларионов "Портрет поэта Велимира Хлебникова", 1910. Собрание А. К. Томилиной-Ларионовой, Париж.

Что было "не так" с выставкой?

Она стала ПОЩЕЧИНОЙ (напрочь отрицала туманный пафос символистов и закостенелые традиции академистов).

Выставка ошеломила публику не только названием (а оно ассоциировалось с балаганом), но и характером экспонировавшихся на ней полотен. "Низкие" сюжеты, грубость, намеренная неумелость (детскость) рисунка, резкий, кричащий цвет, непонятность многих произведений (например, "Импровизаций" Кандинского) стали причиной разразившегося скандала. Впервые в художественной жизни России так ярко проявился конфликт между создателями произведений искусства и потребителями.

Валеты (так прозвали участников выставки и позже группировки) ОТРИЦАЛИ ПРИВЫЧНЫЙ СПОСОБ ВИДЕТЬ и ОЦЕНИВАТЬ ПРЕКРАСНОЕ, высмеивали "хороший вкус", отвергали перспективу, анатомию, реализм в плане формы и цвета.

Они НЕ ЗАБЫВАЛИ ИСТОКОВ (призыв бросить Пушкина, Достоевского и далее, который часто цитируется имеет продолжение: "Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней").

То есть, ранние авангардисты НЕ глумились над классиками, но ВИДЕЛИ ДАЛЬШЕ НИХ, ШИРЕ НИХ.

Философичности, драматизму, чрезмерной серьезности, лирической созерцательности - всему тому, чем славилось русское искусство XIX и начала XX века, ранний авангард противопоставил задор яркой формы и пылкого цвета, освобожденные от наслоений литературности, салонности, туманного символизма.

Картины не должны были копировать действительность, как произведения передвижников, или воплощать фантазии, сны и грезы, подобно живописи символистов. Малевич определил суть выставки, но по сути не только выставки, так: "Живопись стала единственным содержанием живописца" (не совсем верно, конечно, ибо содержание было, но на первый план вышли дерзкие формальные эксперименты).

Принцип комического переосмысления, "выворачивания наизнанку" традиций и стереотипов стал объединяющим началом, основой русский авангардистской новой эстетики.

Так, место прекрасной дамы заняли пучеглазые, претенциозно одетые, надутые матроны на портретах Машкова или угловатые и посиневшие ларионовские купальщицы. Композиции Гончаровой и Лентулова на религиозную тему шокировали первобытной брутальностью и по требованию цензоров были сняты с выставки 1910 года.

Именно "Бубновый валет" принес в русскую живопись буйство цвета, упор на фактуру, холст, мазок.

Первое выступление молодых и дерзких еще не выявило разных направлений внутри самого раннего авангарда. А между тем на выставке 1910 года заявило о себе сразу несколько из них. Одно представляла группа ЛАРИОНОВА (позже ставшая группировкой "Ослиный хвост"), другое - группа, возглавляемая КОНЧАЛОВСКИМ, в конце 1911 года официально оформившаяся в художественное общество "Бубновый валет".

Вообще, разрыв Ларионова и Кончаловского, двух глыб, не сумевших ужиться вместе, тем более вместе стоять у руля - очень интересный разговор, который здесь рассказать просто нет возможности. Итог такой, они разошлись. Ларионов стал обвинять Кончаловского в западничестве и провозгласил основной целью искусства русскость (народничество, лубок, иконопись).

Так, живописное направление ларионовцев получило название неопримитивизма; бубнововалетцев в годы их зрелости критика в лице, конечно, дедушки Бенуа, окрестила "русскими сезаннистами".

Русский неопримитивизм повторял путь Гогена, Матисса и Пикассо, открывавших для себя примитивы Африки или Океании, с той разницей, что находили источники у себя на родине - в городской вывеске, расписных подносах, кустарных изделиях народных мастеров. Но, справедливости ради, необходимо сказать, что не меньшее влияние оказывали на них и сами французы. От народного искусства неопримитивисты - Ларионов, Гончарова, Моргунов - заимствовали интерес к быту, лаконичному и выразительному рассказу, обобщенному социальному типажу.

Наталья Гончарова "Мать", 1910. Государственная Третьяковская галерея
Наталья Гончарова "Мать", 1910. Государственная Третьяковская галерея

Гончарова призывала не бояться в живописи "литературы", Ларионов отмечал важность фабулы в картинах Руссо. Живописный рассказ не был самоцелью, скорее он служил предлогом для поисков нового художественного видения.

Валеты же подражали Сезанну. Конечно, не только ему, но ему в первую, вторую и сто пятнадцатую очередь. Не забывая и о русскости (натюрморты с баранками на расписных подносах), но подавали это все под соусом исключительно французским, лишенным лубочного, неопримитивистского антуража.

И, в общем-то, они все, грубые, неожиданные, декоративные, "воспитывали глаз" зрителя, УЧИЛИ СОВРЕМЕННИКОВ НОВОМУ ПОНИМАНИЮ КРАСОТЫ.

"Русские сезаннисты" не придут к беспредметному искусству, даже, наоборот, прильнут позже к реалистической живописной традиции (как Кончаловский, например).

Новый виток в авангарде начнется с Михаила Ларионова, изобретательская энергия которого привела его в 1912 в рамках уже "Ослиного хвоста" к созданию ЛУЧИЗМА - первого направления на русской почве, вплотную подведшего искусство к беспредметности.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30