Коронавирус и финансовый кризис заметно подкосили сферу туризма. Причем, если про авиакомпании говорили все, то про гостиничный бизнес не особо распространялись. Были сообщения про Booking, Airbnb, небольшие стартапы. А вот про крупные сети отелей мало кто рассказывал. Давайте посмотрим что с сектором сейчас и стоит ли в него вкладываться.
Для анализа я решил выбрать 2 сети отелей: Hilton и Mariott. Во-первых, это практически всем известные бренды и очень многие путешественники отдают предпочтение именно им. Во-вторых, компании действительно глобальные и международные, поэтому, делая срез по ним, можно показать состояние рынка в целом, а не в каком-то отдельном регионе.
1. Hilton Worldwide. Компания управляет более чем 6 000 гостинично-туристическими объектами в 118 странах мира. Стоимость сети сегодня превышает $30 млрд. При этом показатель P/E у нее какой-то фантастический - 225. То есть при нынешнем уровне прибыли компании инвестиции окупятся через 225 лет. Это не то что дети или внуки, а в лучшем случае пра-пра-пра-пра-правнуки смогут воспользоваться вложениями и выйти в ноль. При этом средний показатель по рынку составляет 32.
Что касается выручки, то с 2016 по 2019 гг. она выросла с $6,5 млрд. до $9,4 млрд., однако затем резко снизилась из-за коронавируса и вынужденной самоизоляции населения. В итоге, за последние 5 лет падение выручки более 2%. С одной стоны компания растет, но в то же время непонятно, сколько она будет восстанавливаться после кризиса.
С дивидендами тоже не все так однозначно. До весны 2020 г. Hilton стабильно платил дивиденды ежеквартально в размере $0,15 на акцию. Но в то же время ни о каком повышении речи не шло. Более того, в 2016 г. сумма была снижена с $0,21 до $0,15. Это свидетельствует о том, что уже 5 лет назад компания понимала, что не все так однозначно в ее бизнесе.
Читать далее: Распродал все российские акции
2. Mariott International. Эта компания немного больше чем Hilton, так как под ее управлением более 7 000 гостинично-туристических объектов в 120 странах мира. Стоимость находится на уровне $41 млрд. Показатель P/E здесь тоже какой-то космический - 241. Так что Mariott по всем показателям опережает Hilton: и по масштабам бизнеса, и по времени возврата инвестиций.
А вот с выручкой не все так однозначно. С одной стороны, за последние 5 лет она выросла на 8,7% и это очень хорошо. Но здесь есть очень важный момент. Если у Hilton этот показатель ежегодно увеличивался на всем протяжении 2015-2019 гг., то у Mariott рост приходится только на 2015-2016 гг., а в 2017-2019 гг. выручка вообще не растет. То есть компания начала стагнировать еще 3-4 года назад.
С дивидендами здесь ситуация немного лучше. Конечно, компания прекратила выплаты весной 2020 г. И это понятно. Однако до этого на протяжении последних 20 лет стабильно их выплачивала и ежегодно повышала. Конечно, доходность была невелика - на уровне 1,2% - 1,4% годовых, но все же.
Читать далее: Мой главный принцип покупки акций
Делая общий вывод, можно сказать, что в долгосрочный портфель эти компании вряд ли стоит рассматривать. По крайней мере сейчас. Hilton выглядит поинтереснее по мультипликаторам, да и выручка у него стабильно росла. Но отсутствие роста дивидендов перечеркивает все плюсы. У Mariott другая проблема: выручка, которая просто не растет. Даже стабильно повышающиеся дивиденды не говорят о том, что вложение точно окупится. Поэтому в эти компании в ближайшие годы я точно вкладываться не буду. А дальше надо смотреть как они преодолеют кризис и как будут себя вести по отношению к акционерам.
*Не является инвестиционной рекомендацией