Все мы когда-то были новичками в компании. Помните это смешанное чувство: вчерашняя радость от новой работы сменяется неловкостью, стеснением и переживаниями. Кажется, голова не варит, бёдра сметают ручки и листы со всех столов, даже попить воды и то страшно! И что может быть прекраснее человека, который вдруг подходит к тебе и говорит: «Пойдём, микроволновку покажу! А ты видела Иван Иваныча в туалете? Да не смущайся, это мы так кактус называем.» Этот коллега становится настоящим другом и проводником в мир нового офиса. А если никто не подойдёт?
Обеспечьте рабочее место
Нет ничего хуже, чем оказаться в первый рабочий день за пустым столом. Это максимально неловко: новый сотрудник не знает, куда деть руки, глаза, себя, чем заняться. Дискомфортно это и старым сотрудникам: они чувствуют на себе растерянный и любопытный взгляд. К тому же, отсутствие рабочего ПК говорит о невнимательности компании к сотрудникам.
Поэтому обязательно подготовьте рабочее место сотрудника к моменту его входа на работу: компьютер с предустановленным ПО и браузером, подключением к интернету. Помогите ему создать учётную запись, расскажите о правилах пользования сетью и оборудованием в компании, покажите структуру корпоративного портала или CRM-систему.
Создайте базу знаний
Если в компании есть база знаний по основным видам деятельности, справочник по продуктам, инструкции к бизнес-процессам, это отличный инструмент адаптации сотрудника: в первый же день он может приступить к знакомству с компанией и принципами работы в ней, никого не отвлекая.
База знаний - отличный инструмент, который пригодится вам как для новых сотрудников, так и для переместившихся в должности старых. Такой раздел корпоративного портала или CRM-системы экономит время сотрудников на обучении и введении в курс дела, а также обеспечивает безболезненную смену рабочей позиции.
Поговорите
Подойдите к сотруднику, познакомьтесь, покажите ему туалет, кулер, место приёма пищи, предложить выпить чай или кофе. Во время расслабленного разговора узнайте что-то неформальное о сотруднике, расскажите смешные истории из офисной жизни, опишите положительные моменты работы в компании, подбодрите.
Обязательно установите с новеньким обратную связь: первый человек, с кем он открыто заговорит, станет его добрым другом практически на весь период работы. Кстати, лучше для целей знакомства выбрать опытного, позитивного сотрудника (или любого желающего), но не руководителя отдела или группы. Вероятность того, что новичок стушуется перед начальником, гораздо выше.
Назначьте ментора, наставника, бадди
Наставник, который введёт сотрудник в курс дела и познакомит непосредственно с работой, - очень важный элемент системы адаптации. Так у новенького будет меньше страха навредить компании и совершить ошибку в работе. Особенно такие наставники нужны в продажах, маркетинге, тестировании, технической поддержке и т.д.
Не забывайте, что труд наставника должен оплачиваться: поэтому либо доплатите ему премию, либо освободите от части ежедневных обязанностей на время менторства.
Организуйте систему обучения
Если вы введёте систему обучения с наставником и по итогам проведёте несколько модульных тестов или одно большое собеседование по итогам, это стимулирует сотрудника более ответственно отнестись к испытательному сроку и оперативно изучить новую работу. Это должно быть обучение, тесно сопряжённое с работой и касающееся исключительно задач нового сотрудника. Собеседование/тестирование должно быть максимально безоценочным (как диалог, обсуждение).
Дайте первое "боевое" задание
Если по какой-то причине вы боитесь вовлекать нового сотрудника в текущую работу компании (и это уважительные причины, связанные с информационной безопасностью), поручите сотруднику нужную, интересную работу, которая поможет ему погрузиться в сферу деятельности компании: предложите ему провести исследование или обзвон конкурентов, протестировать какой-то открытый модуль программы, изучить ИТ-инфраструктуру и предложить изменения и т.д. - это зависит от специальности.
Не забудьте продемонстрировать интерес к выполненной работке, отметить её на ближайшем совещании. Это позволит новому коллеге осознать себя частью команды - важный шаг на пути адаптации.
Включите новичка в корпоративную культуру
Познакомьте нового сотрудник а с корпоративным порталом, расскажите о корпоративах, традициях и особенностях компании, покажите фотографии. Пригласите его принять участие в поздравлении первого же случившегося именинника.
Продемонстрируйте ему дружелюбный настрой. Кстати, если вам совсем нечего сказать о корпоративных обычаях, скажите: "Наша корпоративная культура - лёгкое бескультурие". Такая фраза разрядит обстановку и покажет сотруднику, что рядом неплохие ребята.
Лояльность к компании формируется с первого дня. Дарить или не дарить велком-пак - вопрос корпоративной политики каждой компании. Давать заработную плату сразу или не давать - тоже. Но оставаться человеком, проявить интерес и помочь сотруднику найти себя в стенах вашего офиса здорово снижают желание убежать в первый же день. Вспомните себя-новичка и отнеситесь к вашему уже коллеге с той заботой, которой вам, возможно, не хватало.