Специалисты грачёвского СКБ в короткое время создали множество прототипов ракетовозов. На них было опробовано огромное количество наработок по общей компоновке машины и отдельным узлам. Каждая из машин была не похожа на другую, оставаясь продолжением первоначально принятой концепции. О машинах ЗИЛ-135Е разговор ниже.
Их, в количестве двух экземпляров, учитывая рекомендации военных и результаты испытаний ЗИЛ-135П, изготовили весной 60-го года. В основе их внешнего облика уже можно заметить черты будущих серийных вездеходов 135-й серии. Вездеход предназначался в качестве носителя ТРК «Луна», ракеты которого стартовали наклонно и комплектовались пятью видами боеголовок, включая ядерные.
Главной отличительной особенностью машин стало наличие нового мотора. Две V -образные «восьмёрки» на 93-м бензине выдавали 180 лошадиных сил каждый, имея объём 7 литров, и приводили в действие колёса каждого борта. Новые моторы получили индекс ЗИЛ-375 и предназначались для грузовиков «Урал». Расчётный ресурс двигателя составлял 110 тыс. км пробега. К тому времени это был наиболее мощный зиловский мотор.
В двигателе были применены последние достижения двигателестроения, его характеристики были близки к мировым показателям того времени. На литр объёма мотора приходилось 72,1 кг его массы и вырабатывалось 25,7 л.с. мощности. В качестве дополнительного оборудования двигатель комплектовался компрессором для нагнетания воздуха в пневматическую систему тормозов и насосом для привода гидравлического усилителя руля.
Машина соответствовала грачёвской схеме: подвеска отсутствует, узлы крепятся на раму, средние мосты сближены, крайние управляемые — разнесены, два мотора с гидротрасформаторами и автоматическими КПП передают мощность на раздаточные коробки одного борта. Через карданные валы, бортовые редукторы конического типа и колёсные редукторы осуществлялся привод колёс. Схему трансмиссии можно посмотреть здесь.
Тонкостенные, мягкие шины с низким давлением осуществляли амортизацию. Давление в шинах регулировалось водителем, что позволяло успешно преодолевать участки с мягким грунтом. Два управляемых моста позволили уменьшить углы поворота колёс, что положительно сказалось на работоспособности ШРУСов.
В передней части рамы устанавливалась кабина, изготовленная из пластика. Он обеспечивал восстановление деформации кабины от воздействия ракетных газов. Кабина для трёх человек изготавливалась без стального каркаса из 11 деталей, соединённых эпоксидной смолой. Пластиковыми были бензобаки и оперение вездехода.
Облик кабины, установленной перед передним мостом, стал визитной карточкой машины на долгие годы. Передняя панель разделялась на три части. Средняя имитировала решётку радиатора, на боковых устанавливали приборы освещения. Лобовое стекло, разделённое на три части, защищалось откидным бронелистом.
Как и предыдущие образцы 135-й модели вездеход на испытаниях показал выдающиеся характеристики проходимости, рвы в 2,4 м, подъёмы в 29 градусов, пески, лёд, метровые снега и болота преодолевались легко. Бруствер и косогор не представляли преграду. Пробные пуски ракет тоже не выявили критических недоработок.
На дороге у ЗИЛ-135Е, как и у предшественников, наблюдались недопустимые монотонные «прыжки» машины на малых скоростях, а значительная длина вызывала галопирование с критическим, до 40 см, отрывом колёс от дороги в нескольких диапазонах скоростей. Галопирование прекращалось только при снижении скорости или давления в шинах. Экипаж пристегнули ремнями безопасности, но для ракет с ядерным боезарядом такое «поведение» машины весом 16 тонн было не допустимо.
Военные «поставили крест» на применение вездеходов без подвески для транспортировки ракет. Следующий образец с буквой «К» в индексе будет иметь торсионную подвеску на управляемых колёсах. Такая схема станет приемлемой для зиловских ракетоносцев на многие годы.
Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .