Найти тему
Хроники Пруссии

Строили, собираясь взрывать: как Пальмбургский мост уносил жизни даже после войны

Вообще-то, «коренные калининградцы» всегда называли этот мост Берлинским. И никого особо не волновало, что оригинальный топоним звучал совсем по-другому - Palmburger Brücke. Необычное для Восточной Пруссии имя объяснялось элементарной привязкой к местности. Просто к моменту постройки инженерного сооружения неподалеку процветало сельскохозяйственное производство с целой системой оранжерей, в которых трудолюбивые пруссаки умудрялись выращивать даже такие экзотические растения, как пальмы. Считается, что ферма Пальмбург располагалась где-то в окрестностях современного поселка Прибрежный.

С оговоркой можно считать, что своим появлением Пальмбургский мост обязан государственной программе строительства автобанов, запущенной (вопреки распространенному мнению) еще до прихода к власти в Германии нацистов. С помощью подобных социальных проектов, в которых были заняты десятки тысяч человек, правительство Веймарской республики боролось со свирепствовавшей в стране безработицей. Но в данном случае (потому и «с оговоркой») имелся еще один немаловажный фактор.

Перекрывавший оба рукава Прегеля и широкую заболоченную пойму этой реки Palmburger Brücke представлял собой важнейшую часть скоростной автомагистрали «Кёнигсберг – Эльбинг (теперь польский Эльблонг)». А значит, имел стратегическое значение в преддверии реванша за поражение в Первой мировой, к которому Германия уже вовсю готовилась. Недаром воплощение данного проекта в жизнь было поручено военным строителям в лице известной организации Тодта.

Строительство Palmburger Brücke.
Строительство Palmburger Brücke.

Как бы то ни было, в 1938 году путепровод длиной 633 метра благополучно ввели в эксплуатацию. Одна из многочисленных калининградских легенд гласит, что он якобы был разводным. Однако на самом деле Пальмбургский мост делали сборно-монолитным. На берегах т. н. Старого и Нового Прегеля обустроили мощные опоры для удлиненных пролетов, консолями направленных в сторону русел. На консолях размещались специальные вставки, а в опорах инженеры предусмотрели специальные камеры, куда можно было заложить взрывчатку на случай минирования. (Забегая немного вперед – как в воду глядели.) Отдельные блоки бетонировали непосредственно на мосту, который в итоге получился разрезным, а с учетом того, что большинство опор размещалось на суше – эстакадным. Впрочем, это уже нюансы, интересные разве что специалистам.

Palmburger Brücke четко выполнял свои функции вплоть до зимы 1945 года, когда началась (точнее сказать, продолжилась) Восточно-Прусская наступательная операция РККА. После прорыва немецкой обороны в районе горда Велау (ныне – поселок Знаменск) возникла прямая угроза того, что советские войска могут ворваться в Кёнигсберг сходу, на плечах отступающего противника. Появление «russische Panzer» на подступах к поселку Ундерваген (теперешнее Чехово) спровоцировало в столице Восточной Пруссии настоящую панику. Положение с величайшим трудом смогли спасти части 5-й танковой и остатки 56-й пехотной дивизий вермахта, завязавшие упорные арьергардные бои и медленно отходившие к внешнему поясу кёнигсбергских фортов.

«На северном берегу Прегеля наши войска пытались задержать наступление противника по Имперскому шоссе № 1 и по обе стороны от него, - вспоминал немецкий генерал Отто Ляш в своей книге «Так пал Кёнигсберг». - Однако, несмотря на это, 27 января противник достиг района Арнау (сегодня это поселок Родники – «ХП».), а затем подошел вплотную к мельнице Лаут».

Приостановить натиск Красной армии удалось, лишь буквально бросив под гусеницы «тридцатьчетверок» фолькштурмистов с противотанковыми гранатометами. Пока ополчение наматывали на траки, Pionier’ы успели набить тротилом те самые минные камеры и в половине первого часа ночи 30 января взорвать Пальмбургский мост. Надо признать, сделав это весьма квалифицированно - нашим пришлось наводить две временные переправы через Прегель. Темп наступления оказался потерян, и РККА перешла к планомерной осаде Кёнигсберга, длившейся вплоть до начала апреля.

Советские войска на временной переправе.
Советские войска на временной переправе.

После войны обрушившиеся в реку огромные железобетонные пролеты частенько использовали киношники для натурных съемок. Так, именно остатки Palmburger Brücke фигурируют, например, в таких известных фильмах, как «Встреча на Эльбе», «Щит и меч», «Женя, Женечка и «Катюша», а также многих других.

Пальмбургский мост после взрыва.
Пальмбургский мост после взрыва.

Очень долго до восстановления моста у новых хозяев этой части Восточной Пруссии элементарно руки не доходили. Но в начале 1970-х движение по одному из пролетов все-таки возобновили, другой так и оставив в покое. Вследствие чего в народе родилась еще одна легенда: мол, коварные «фрицы» так искусно заминировали «Берлинский» мост, что взрывчатки там еще осталось предостаточно и лучше его не трогать.

Проекты полноценной реконструкции объекта начали разрабатывать лишь в «нулевые», но затем пришли к выводу, что целесообразнее возвести совершенно новый мост, опоры под который начали сооружать рядом со старым в 2012 году. Еще через пару лет приступили к демонтажу немецких руин. И тут Palmburger Brücke неожиданно подтвердил свою недобрую репутацию. Днем 13 января 2015-го без всякого взрыва неожиданно рухнула опора, на которой в тот момент находилось шестеро рабочих. Четверо из них погибли, двое серьезно покалечились.

Обрушившаяся при демонтаже опора Пальмбургского моста.
Обрушившаяся при демонтаже опора Пальмбургского моста.

Сегодня Пальмбургского моста не существует, его заменило современное сооружение длиной почти втрое больше прежнего. Насчет того, оборудованы ли в его опорах минные камеры, официальная информация отсутствует.