Вообще-то, «коренные калининградцы» всегда называли этот мост Берлинским. И никого особо не волновало, что оригинальный топоним звучал совсем по-другому - Palmburger Brücke. Необычное для Восточной Пруссии имя объяснялось элементарной привязкой к местности. Просто к моменту постройки инженерного сооружения неподалеку процветало сельскохозяйственное производство с целой системой оранжерей, в которых трудолюбивые пруссаки умудрялись выращивать даже такие экзотические растения, как пальмы. Считается, что ферма Пальмбург располагалась где-то в окрестностях современного поселка Прибрежный.
С оговоркой можно считать, что своим появлением Пальмбургский мост обязан государственной программе строительства автобанов, запущенной (вопреки распространенному мнению) еще до прихода к власти в Германии нацистов. С помощью подобных социальных проектов, в которых были заняты десятки тысяч человек, правительство Веймарской республики боролось со свирепствовавшей в стране безработицей. Но в данном случае (потому и «с оговоркой») имелся еще один немаловажный фактор.
Перекрывавший оба рукава Прегеля и широкую заболоченную пойму этой реки Palmburger Brücke представлял собой важнейшую часть скоростной автомагистрали «Кёнигсберг – Эльбинг (теперь польский Эльблонг)». А значит, имел стратегическое значение в преддверии реванша за поражение в Первой мировой, к которому Германия уже вовсю готовилась. Недаром воплощение данного проекта в жизнь было поручено военным строителям в лице известной организации Тодта.
Как бы то ни было, в 1938 году путепровод длиной 633 метра благополучно ввели в эксплуатацию. Одна из многочисленных калининградских легенд гласит, что он якобы был разводным. Однако на самом деле Пальмбургский мост делали сборно-монолитным. На берегах т. н. Старого и Нового Прегеля обустроили мощные опоры для удлиненных пролетов, консолями направленных в сторону русел. На консолях размещались специальные вставки, а в опорах инженеры предусмотрели специальные камеры, куда можно было заложить взрывчатку на случай минирования. (Забегая немного вперед – как в воду глядели.) Отдельные блоки бетонировали непосредственно на мосту, который в итоге получился разрезным, а с учетом того, что большинство опор размещалось на суше – эстакадным. Впрочем, это уже нюансы, интересные разве что специалистам.
Palmburger Brücke четко выполнял свои функции вплоть до зимы 1945 года, когда началась (точнее сказать, продолжилась) Восточно-Прусская наступательная операция РККА. После прорыва немецкой обороны в районе горда Велау (ныне – поселок Знаменск) возникла прямая угроза того, что советские войска могут ворваться в Кёнигсберг сходу, на плечах отступающего противника. Появление «russische Panzer» на подступах к поселку Ундерваген (теперешнее Чехово) спровоцировало в столице Восточной Пруссии настоящую панику. Положение с величайшим трудом смогли спасти части 5-й танковой и остатки 56-й пехотной дивизий вермахта, завязавшие упорные арьергардные бои и медленно отходившие к внешнему поясу кёнигсбергских фортов.
«На северном берегу Прегеля наши войска пытались задержать наступление противника по Имперскому шоссе № 1 и по обе стороны от него, - вспоминал немецкий генерал Отто Ляш в своей книге «Так пал Кёнигсберг». - Однако, несмотря на это, 27 января противник достиг района Арнау (сегодня это поселок Родники – «ХП».), а затем подошел вплотную к мельнице Лаут».
Приостановить натиск Красной армии удалось, лишь буквально бросив под гусеницы «тридцатьчетверок» фолькштурмистов с противотанковыми гранатометами. Пока ополчение наматывали на траки, Pionier’ы успели набить тротилом те самые минные камеры и в половине первого часа ночи 30 января взорвать Пальмбургский мост. Надо признать, сделав это весьма квалифицированно - нашим пришлось наводить две временные переправы через Прегель. Темп наступления оказался потерян, и РККА перешла к планомерной осаде Кёнигсберга, длившейся вплоть до начала апреля.
После войны обрушившиеся в реку огромные железобетонные пролеты частенько использовали киношники для натурных съемок. Так, именно остатки Palmburger Brücke фигурируют, например, в таких известных фильмах, как «Встреча на Эльбе», «Щит и меч», «Женя, Женечка и «Катюша», а также многих других.
Очень долго до восстановления моста у новых хозяев этой части Восточной Пруссии элементарно руки не доходили. Но в начале 1970-х движение по одному из пролетов все-таки возобновили, другой так и оставив в покое. Вследствие чего в народе родилась еще одна легенда: мол, коварные «фрицы» так искусно заминировали «Берлинский» мост, что взрывчатки там еще осталось предостаточно и лучше его не трогать.
Проекты полноценной реконструкции объекта начали разрабатывать лишь в «нулевые», но затем пришли к выводу, что целесообразнее возвести совершенно новый мост, опоры под который начали сооружать рядом со старым в 2012 году. Еще через пару лет приступили к демонтажу немецких руин. И тут Palmburger Brücke неожиданно подтвердил свою недобрую репутацию. Днем 13 января 2015-го без всякого взрыва неожиданно рухнула опора, на которой в тот момент находилось шестеро рабочих. Четверо из них погибли, двое серьезно покалечились.
Сегодня Пальмбургского моста не существует, его заменило современное сооружение длиной почти втрое больше прежнего. Насчет того, оборудованы ли в его опорах минные камеры, официальная информация отсутствует.