Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Об искусстве мирно уживаться с туземцами. Пять советов начинающему колонизатору

Автор этих размышлений 16 лет (1718 -1734) прожил во французской Луизиане и был не по наслышке знаком с индейцами нижней Миссисипи. Знал слабые и сильные стороны туземцев, какие действия стоит, а какие не стоит предпринимать европейцам по отношению к коренному населению, и как с ними лучше воевать в дикой, болотисто-лесистой местности.

Размышления о том, что дает поводы для войн в Луизиане. Способы избежать войн в этой провинции, а также способ войны со всеми преимуществами и небольшими затратами. А.С. ле Педж дю Пратц

За шестнадцать лет, которые я прожил в Луизиане, я заметил, что война и даже обыкновенные споры, которые у нас происходили индейцами в этой колонии, никогда не имели другого происхождения, кроме как от нашего слишком близкого общения с ними. Чтобы доказать это, давайте рассмотрим зло, порождаемое таким знакомством.

Пять советов

Во-первых, это заставляет туземцев постепенно терять чувство уважения, которое они, естественным образом, питают к нашему народу.

Во-вторых, французские негоцианты или торговцы, это как правило, совсем молодые люди без опыта, которые, чтобы завоевать расположение дикарей, дают им знания или инструкции, противоречащие нашим интересам. Правда, эти купчики не осознают последствий своих действий, но от этого наносимый ими ущерб не становится ни менее большим, ни менее реальным.

В-третьих, близкое знакомство дает пищу для пороков, из-за которых возникают опасные смуты, и смешение крови, которая в этой колонии от природы очень чистая. Колонисты, которые часто прибегают к помощи индейцев, вообразили, что могут дать волю собственным порокам из-за обычая индейцев, которые предоставляют своим гостям молодых женщин. Этот практика сильно вредит здоровью купцов и наносит ущерб их торговле.

Жена (или жены) индейского вождя одного из племен Луизианы. Дюмон де Монтиньи, 1747 г.
Жена (или жены) индейского вождя одного из племен Луизианы. Дюмон де Монтиньи, 1747 г.

В-четвертых, близкое общение ставит индейцев в затруднительное положение, поскольку они любят уединение. Это неудобств тем более раздражает туземцев, если французское поселение находится вблизи индейской деревни, из-за чего их слишком часто навещают чужаки.

Это доставляет туземцам гораздо больше беспокойства, чем кажется, поскольку колонисты ни в коем разе не заботятся о том, что туземцы не желают, чтобы кто-то видел или знал про какие-либо их дела. В истории Луизианы есть показательный пример опасности, которую несет в себе поселение колонистов, расположенное слишком близко к индейцам.

Давайте вспомним Резню Натчез*, и станет очевидно, что эта близость чрезвычайно губительна для французов.

  • 29 ноября 1729 года племя натчез почти целиком вырезало французских поселенцев в форте Розали. Из 150 человек удалось спастись только 20.

Пятое, и последнее, торговля, которая является основным соблазном, что влечет нас в этот новый мир, вместо процветания находится под угрозой упадка из-за слишком частых контактов с индейцами Северной Америки. Доказательство этого очень простое..

Здесь дю Пратц приводит пример выгоды торговли в порту, когда а нем находится всего один корабль и все недостатки, когда в гавань заходит торговать слишком много кораблей. Автор делает вывод, что для пользы торговли нужно сделать так, чтобы индейцы сами приходили за товаром по мере необходимости, а не везти его валом прямо в туземную деревню. При этом французам желательно ограничить присутствие любых иностранных конкурентов.

Основание французами колонии Луизиана в 1682 году
Основание французами колонии Луизиана в 1682 году

Как обустроить форт в индейской стране

Вот что следует сделать. Предположим, что нация индейцев проживает на берегу какой-либо реки или ручья, что совершено обычно, ведь туземцы, как и все люди, всегда имеют потребность в воде. Принимая это во внимание, я ищу место, на котором можно построить небольшой дерево-земляной форт с фасами, кольями и палисадом.

Внутри форта я бы построил бы два небольших, невысоких барака для ночлега. Один для офицеров, другой для солдат. Форт должен иметь передовое укрепление (равелин) в форме полумесяца или что-то подобное, в зависимости от важности военного поста.

Ни одному индейцу, ни под каким предлогом, не разрешалось бы входить за пределы передового укрепления, пускай бы даже он принес Трубку Мира. Ворота форта должны быть закрыты днем ​​и ночью от всех, кроме французов. У ворот передового поста должен быть выставлен часовой, и эти ворота должны открываться и закрываться для любого человека, появляющегося перед ним.

План французского форта на реке Язу, Луизиана, 1729 г.
План французского форта на реке Язу, Луизиана, 1729 г.

С помощью этих мер предосторожности мы можем быть уверены, что никогда не подвергнемся неожиданному нападению, ни со стороны явного врага, ни со стороны возможных предателей.

На более позднем этапе обустройства форта будет построено небольшое здание для купцов, которые должны будут приезжать туда, чтобы торговать или вести обмен с ближайшими индейцами, из которых только трое или четверо могут быть одновременно допущены в форт. Все товары должны иметь одинаковую цену, и никто не может иметь приоритет над другим.

Ни один солдат или житель не должен посещать деревни соседних индейцев под страхом сурового наказания. Благодаря такому порядку можно будет избежать ссор и споров, поскольку они возникают только из-за слишком близкого знакомства с туземцами.

Эти форты никогда не должны располагаться ближе 5-ти или дальше 7-8 лье ( 1 лье = 4,5 км) от ближайшей туземной деревни. Для индейцев такое расстояние будет означать всего лишь легкую прогулку и потребность в товарах легко увлечет их предпринять такое путешествие, и совсем за короткое время они к нему привыкнут.

В форте можно держать переводчика, которого бы купцы нанимали за плату. Этого переводчика можно воспитать из молодого человека, который бы рано остался сиротой.

Форт, находящийся в дне пути от индейцев, можно построить без всякого сопротивления и нанесения обид индейцам. Его необходимость можно легко объяснить туземцам желанием иметь под рукой товары для обмена на меха и нежеланием беспокоить туземцев близким присутствием колонистов.

Еще одно преимущество, помимо торговли, это то, что такие форты не позволят англичанам иметь какое-либо сообщение с индейцами, поскольку последние найдут форт удобным и близким местом для меновой торговли, т.е. все, что они только могли пожелать.

Индейский воин (чокто или чикасо) с С-З Луизианы
Индейский воин (чокто или чикасо) с С-З Луизианы

Примеры внезапного нападения на форты Натчез, Язу и Миссури слишком ясно демонстрируют фатальные последствия халатности при несении службы и неуместной снисходительности в отношении солдат, позволяющей им строить дома для ночлега вне стен форта. Никому нельзя позволять ночевать вне палисада, даже офицерам. Комендант Натчеза (Форт Розали) и другие офицеры и даже сержанты были убиты в своих домах за пределами форта.

Я был бы не против солдат, которые бы выращивали табак, картофель и других растения на небольших полях, такого размера,чтобы они не могли скрыть человека. Напротив, крестьянский труд побудил бы их стать поселенцами после отставки. Но я бы никогда не позволил им покинуть форт.

Таким образом форт становится неприступной крепостью перед лицом самых многочисленных туземных племен. Потому что они никогда не нападут, даже если у них когда-нибудь накопится множество причин, пока они видят, что люди в форте сохраняют осторожность.

Если мне возразят, что такие форты будут стоить очень дорого, я отвечу, что, хотя для каждой туземной нации должен быть свой форт, что далеко не так, его стоимость намного ниже затрат на войну, которая в этих диких местах обходится значительно дороже из-за необходимости долгих походов и перевозки тяжелого вооружения.

Карта расселения индейских племен в нижнем течении Миссисипи
Карта расселения индейских племен в нижнем течении Миссисипи

Кроме того, у нас уже построена большая часть таких фортов, так что нам остается построить закончить самые необходимые работы. Думаю двух новых фортов будет достаточно, чтобы завершить эту конструкцию и прекратить мошенническую торговлю английских торговцев.

Ведение войны в Луизиане

Что касается того, как вести войну в Луизиане*. Если так, как это делалось до сих пор, то это очень дорого, утомительно и очень рисковано, потому что вы должны сначала доставить боеприпасы к месту высадки на реке, а оттуда предпринять путешествие на многие лье. Тащить за собой из последних сил артиллерию и нести боеприпасы на спинах людей, что очень раздражает и утомляет войска.

  • Изнурительная война в Луизиане велась главным образом против племени чикасов. Две кампании 1736 г.и 1739 г., проведенные французами в европейском стиле, окончились провалом.

Более того, когда вы достигаете индейского форта, то нужно копать к нему подходы, что невозможно без человеческих жертв. А если вы сумеете пробить брешь, сколько храбрых людей погибнет,прежде чем вы добьетесь победы над отчаянными индейцами, потому что они предпочитают смерть рабству.

Я говорю "если вы сумеете пробить брешь", потому что что за все время, пока я жил в этой провинции, я ни разу не видел и не слышал, чтобы пушка, направленная против индейских фортов, хоть раз бы ее пробивала настолько, чтобы мог пройти один-единственный человек. Поэтому совершенно бесполезно тратить на это силы и напрягать войска, чтобы доставить артиллерию, от которой может быть не будет никакой пользы.

То, что пушка не может пробить брешь в индейских фортах, может показаться странным, однако, это правда. Столбы палисадов индейских деревень слишком толстые, чтобы их могли пробить ядра тех калибров, что используются в войнах с индейцами, попади они даже в самую середину.

Если ядро попадает в край бревна, то оно отклоняется и попадает в середину соседнего столба. Когда ядро попадает точно между столбами, то на своем пути встречает столб второго ряда частокола, следующее ядро может ударить по тому же столбу в другой точке, оно сдвинется и закроет маленькое отверстие, сделанное первым ядром.

Если бы я пошел на такую ​​войну, я бы привел с собой только нескольких индейских союзников. Я бы легко мог управлять ими, они бы не знали недостатка в подарках и не расходовали бы много боеприпасов и провизии. Отставив в сторону пушки, я бы сэкономил бы еще и на этом.

-6

У меня не было бы ничего, кроме ручного оружия, и таким образом мои бы войска не утомлялись. В этой провинции повсюду есть все необходимое для создания передвижных укрытий и защиты, чтобы не зарываться в землю. И я льщу себя уверенностью,что мне бы понадобилось всего два дня, чтобы овладеть индейской крепостью.

На этом я останавливаюсь, ни читателю, ни мне эта деталь здесь не нужна, чтобы ее обнародовать.

От себя

Думаю, что данные советы с небольшими изменениями можно было применить к любой колонии, что в Америке, что в Африке. Да и сейчас, глядя на некоторые страны третьего мира, убеждается, что советы дю Пратца не забыты и используются до сих пор.