Обзор книги Рубцова.
Читая стихи разных поэтов прошлых столетий замечаешь поневоле, что смысл их стихов отличается от остальных. Казалось бы, автор пишет на одну и ту же тему, связанную с любовью к родине, близким, про любовь взаимную и чаще всего безответную, но вчитываясь глубже, понимаешь, что суть стихотворений у каждого из лириков своя, собственное восприятие мира и личный внутренний духовный мир, скрытый от посторонних глаз и порой понятный лишь самим поэтам...
Тема родины в стихах Рубцова
Стихотворение Рубцова " Видения на холме" раскрывает читателю тему Родины и воспоминание его о нашествии Батыя и монголо-татарского ига. Здесь показана мощь и непобедимость нашей страны.
"Душа хранит" тоже открывает тематику родной страны, описывая всю природную красоту ее рек и храмов.
" Седьмые сутки дождь не умолкает" посвящено родной деревне поэта, где без остановки лил дождь целую неделю и автор боялся большого затопления. Крестьяне, его земляки, пытались спасти свой скот и дома. К всеобщему счастью, потопа не произошло и ливень прекратился в итоге. Природа сжалилась над людьми.
Следующее стихотворение очень яркое уже по своему названию " О московском Кремле". Оно представляет собой своеобразную оду, хвалу Кремлю как великому архитектурному сооружению прежде всего, как великой русской твердыне, в стенах которой когда-то в далеком прошлом грустил царь Иван Грозный, а потом уходил пораженный Наполеон. Автор считает образ Кремля святым.
" О московском Кремле"
Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе, – о, русская земля! –
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смиренье и гордыня –
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!
Мрачнее тучи грозный Иоанн
Под ледяными взглядами боярства
Здесь исцелял невзгоды государства,
Скрывая боль своих душевных ран.
И смутно мне далекий слышен звон:
То скорбный он, то гневный и державный!
Бежал отсюда сам Наполеон,
Покрылся снегом путь его бесславный…
Да! Он земной! От пушек и ножа
Здесь кровь лилась… Он грозной был твердыней!
Пред ним склонялись мысли и душа,
Как перед славной воинской святыней.
Но как – взгляните – чуден этот вид!
Остановитесь тихо в день воскресный –
Ну, не мираж ли сказочно-небесный
Возник пред вами, реет и горит?
И я молюсь – о, русская земля! –
Не на твои забытые иконы,
Молюсь на лик священного Кремля
И на его таинственные звоны…
Кремль для Рубцова – не только крепость, центр политической жизни и исторический памятник. В нем заключено нечто большее. Лирический герой стихотворения предлагает читателям в воскресный день остановиться у его стен из красного камня. Лишь без спешки можно по достоинству оценить, насколько "чуден вид". Последняя строфа - торжественная, но в то же время очень личная, избавленная от излишней патетики, которая могла бы показаться фальшивой.
Герой анализируемого текста молится. Правда, адресат молитв не совсем обычен. Он отвергает забытые иконы, все-таки Советский Союз считался территорией, где одна из центральных ролей отведена атеизму. Их место занимает "лик священного Кремля" вместе с его таинственными звонами. Получается, в стихотворении Рубцова знаменитая столичная крепость предстает одновременно и как явление вполне земное, рукотворное, и как образец красоты, словно спустившийся с небес.
Тема природы в поэзии Рубцова
Стихотворение Рубцова " Гуляевская горка" представляет собой воспоминание лирика в пути о горке, вокруг которой находился очень красивый, живописный бор, где любили в свое время гулять многие князья и царевна. Произведение " Сосен шум" тоже в полной мере открывает нам тему природы, кроме того воспевание конкретного Липового бора.
Еще стихи " Во время грозы" и " После грозы" тоже посвящены природе и любви поэта к грозе, за которой он всегда наблюдал из своего дома в родном селе.
Стихотворение Рубцова " Зелёные цветы" кроме природной тематики посвящается цветочному полю, по которому поэт обожал ходить вместе со своим другом и никак не мог найти зеленых цветов.
Произведение " Зачем?" рассказывает читателям о дружбе лирика с влюбленной в него девочкой. Она была преисполнена чувств и звала Николая погулять по темному лесу, посидеть на скамье, убежать в поле и разбудить соловья. Поэту рядом с ней было довольно-таки грустно, так как она еще совсем дитя...
Пожалуй, кульминацией его поэзии о любви, является самое культовое стихотворение, ставшее впоследствии песней в исполнении Александра Барыкина " Букет".
"Букет"
Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке, которую люблю.
Я ей скажу:
– С другим наедине
О наших встречах позабыла ты,
И потому на память обо мне
Возьми вот эти
Скромные цветы! –
Она возьмет.
Но снова в поздний час,
Когда туман сгущается и грусть,
Она пройдет,
Не поднимая глаз,
Не улыбнувшись даже…
Ну и пусть.
Я буду долго
Гнать велосипед,
В глухих лугах его остановлю.
Я лишь хочу,
Чтобы взяла букет
Та девушка, которую люблю…
Это стихотворение на мой взгляд явилось криком души поэта. Он полюбил еще в далёкой юности девушку, Таисию Смирнову и чувства были настолько серьезными, что готов был после армии связать с ней всю свою жизнь, но она капризно отказала ему, нашла более достойного и как она пояснила, мужчину, за которым она по сравнению с ним, смогла почувствовать себя как за каменной стеной.
Любовная лирика поэта
Стихотворение про безответную любовь, которая может нахлынуть и закрыть собой весь мир, не только на мужчин, но и на женщин. Я сама проходила через такое испытание, как безответная любовь, начиная со школьной скамьи и заканчивая периодом юности. Прекрасно понимаю поэта. Хотя любовь и дарит нам вдохновение, но от этого не становится радостнее на душе, ведь человек, которому посвящаем стихи, равнодушен и полнота чувств меняется на печаль и грусть, которую ничем не заполнить...
Стихотворение " Ось" о жизни, похожей на вращение Земли, о странствии Рубцова по морям, но тяге назад, на родину.
"По мокрым сферам проходит осень" раскрывает не только осеннюю тематику, но и беспокойную жизнь самого автора. Осень он зовет "злой старухой", вспоминая о прошлом и слезы накатываются на его глаза именно из-за этой ностальгии. Произведение "Далекое" представляет собой воспоминание поэта о родном селе и родительском доме.
Стихотворение Рубцова "Расплата" о неосуществимой мечте несчастного лирика, будто зверя, об уюте и любви, об отказе его любимой принять поэта в свою судьбу.
" Расплата"
Я забыл, что такое любовь,
И под лунным над городом светом
Столько выпалил клятвенных слов,
Что мрачнею, как вспомню об этом.
И однажды, прижатый к стене
Безобразьем, идущим по следу,
Одиноко я вскрикну во сне
И проснусь, и уйду, и уеду...
Поздно ночью откроется дверь,
Невеселая будет минута.
У порога я встану, как зверь,
Захотевший любви и уюта.
Побледнеет и скажет:- Уйди!
Наша дружба теперь позади!
Ничего для тебя я не значу! Уходи! Не гляди, что я плачу!..
И опять по дороге лесной
Там, где свадьбы, бывало, летели,
Неприкаянный, мрачный, ночной, Я тревожно уйду по метели...
Произведение начинается с броской фразы: герой заявляет о забытой им сущности любви. Если в зачине и проглядывают элементы рисовки, они быстро уходят, давая место сожалению. Лирического героя мучают воспоминания о ссоре с любимой женщиной и скоропалительных "клятвенных словах", сгоряча сорвавшихся с языка. К первоначальному "забыл" присоединяется антиномичное "вспомню": эта пара завершает размышления о проступке и раскаянии.
Герой тяготится одиночеством и неустроенностью. Он готов вернуться и загладить свою вину, но полагает, что извинения напрасны и не приведут к примирению. Моделируется вероятная картина: стоя на пороге, герой "слышит" энергичную речь и слезы когда-то близкой женщины. Эмоциональный накал передается системой художественных приемов: перекрестная рифма меняется на более динамичную смежную, изобилуют восклицательные знаки и появляются глаголы повелительного наклонения.
Образ волка, одинокого грозного хищника, является ключевым в произведении. Первый намёк на него возникает в начальных строфах: «по следу» лирического героя идет "безобразье". В третьей строфе появляется прямое сравнение со зверем. Не все еще потеряно: любовь и понимание могут спасти ситуацию, однако энергичная женская отповедь исключает эту возможность. Лирический герой сближается с образом волка настолько тесно, что в финале отождествляет себя, "неприкаянного" и "мрачного", с хищником. Усиливает эффект упоминание о свадьбах, случавшихся на "дороге лесной".