Руководство для мам, бабушек и педагогов по методике «Словолодочки». Здесь мы поговорим про слоги для чтения дошкольникам.
Рекомендую начинать обучение с 4,5 лет, чтобы юный ученик «созрел». Это выражается в умении удерживать внимание, правильно выговаривать слова.
Как перейти от букв к слогам?
Прежде всего вам надо убедиться, что дошкольник выучил все звуки на зубок . А только потом начнётся магия .
Итак, вы берёте лодочку из «Словолодочек». Можете назвать кораблём, каноэ или ракетой. И сначала «сажаете» туда чёрную согласную, например «М».
Объясняете дошкольнику, что «М» – КАПИТАН 🚢. Придумываете историю о том, зачем и куда он плывёт.
«М» едет на Северный полюс изучать белых медведей.
И тут появляется «Ё». В отличие от капитана она красного цвета (потому что гласная). Пусть это будет ЁЛКА 🌲. Садится после «М».
Ёлочка узнала печальную новость: у белых медведей никогда не было Нового года. Зелёная красавица решила отправиться в путешествие, чтобы рассказать об этом празднике.
Вуаля, мы собрали слог!
⚠️ Важно: если дошкольник не выговаривает какие-то звуки, то это основание их пропустить. Тут надо вмешаться логопеду! А внедрить исключённое всегда можно попозже.
Как перейти к словам?
Разобьём на этапы:
1️⃣ Начать стоит с коротких слов из 1 слога: ах, юг и др.
2️⃣ Затем постепенно букв должно становиться больше: кот, нос, сыр (по 3). Вода, речь, трюм, дочь (по 4).
Пришло время одинокой лодочке превратиться во флотилию из двух кораблей.
3️⃣ Берём слова из двух открытых (!) слогов: стра-н а , ка-ша , ро-с а , ре-к а, Ю-ля . Закрепляем. Теперь можно объяснить закрытые конструкции. Например: о-т , вра-г , вдру-г , кар-ман .
4️⃣ Как вы понимаете, дальше кораблей (слогов) становится всё больше: корова, молоко, телефон и т. д.
5️⃣ Если всё хорошо, добавляем прилагательные, глаголы и остальные части речи.
Как правильно произносить слово?
Сначала дошкольнику нужно увидеть в слове гласную 🔴, а затем вернуться к согласной ⚫ и «тянуть» обе буквы. Подробнее по ссылке:
>> Чтение слогов целиком. Как научить?
Например, слово «лето». Сначала надо увидеть « Е » , затем « Л » . Дальше притягиваем/тянем « Л » к « Е » .
А длину звука показывают «Капельки» 💧 из методики «Словолодочки». Их размер обозначает длину звука: большие – для красных, маленькие – для чёрных.
Что важно знать в первую очередь
Чтобы дошкольник перешёл от слогов к словам, требуется до 1,5 лет . Так что не переживайте, если чтение напоминает речитатив: для «плавного» произношения год – это норма 😊.
С любовью и заботой, Юлия Пчелинцева ❤ – эксперт по чтению школы «Мама Знайка».