Особняк С.П. Рябушинского, Малая Никитская д. 6/2, стр. 5
В Москве имеется немало творений выдающегося архитектора Ф.О. Шехтеля, одно из них - особняк русского предпринимателя, банкира, коллекционера и мецената - Рябушинского на Малой Никитской.
Это оригинальный проект Ф. О. Шехтеля, в котором он выступил как архитектор, инженер, дизайнер и декоратор. Архитектор разрабатывал каждую деталь интерьера, вплоть до обоев, паркета, светильников и дверных ручек.
Этот архитектурный изыск может либо безоговорочно понравиться, либо его неоднозначный облик категорически отвергается и принимается, что говорится «в штыки».
Говорят, что будущий хозяин особняка Степан Рябушинский, увидев его, долго разглядывал каждую деталь, а потом восторженно и несколько недоуменно произнес: "А любопытно таки получилось…Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…"
А еще поговаривали будто бы: «…один купец убил жену, приревновав ее к Рябушинскому. На суде Степан Павлович сказал, что дама приезжала в его дом из интереса: посмотреть картины, коллекцию фарфора и сам дом. Судья не поленился и лично проверил, могла ли юная дама приехать в гости к молодому мужчине, чтобы осмотреть дом. Вывод был однозначен: могла».
"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.
Ну, совсем не соглашусь я с дедушкой Корнеем (вернее Николаем Корнейчуковым).
Этот красивый двухэтажный особняк не оставит никого равнодушным, мимо него не пройдешь, не замедлив торопливый шаг. Это одно из красивейших зданий нашей столицы, великолепный образец московского модерна. Спиралевидные завитки уличной ограды напоминают бегущие волны, переплеты окон и входной решетки уподоблены извивающимся побегам или растущему дереву, в балконной решетке можно уловить мотив рыбьей чешуи.
После эмиграции Рябушинских здание пережило многих владельцев. В нём располагались различные государственные структуры.
А с 1931 по 1936 годы в этом доме жил Максим Горький . В это время он был обласкан отцом народов, писателя назначили «буревестником революции». Власть предоставила ему прекрасный особняк в центре Москвы, к тому же выделили и дачу за городом. Имя Горького было присвоено его родному городу Нижнему Новгороду, а также МХАТу и Литературному институту. Горький был в первых рядах среди руководителей страны на официальных мероприятиях. В гостях у пролетарского писателя стал часто бывать Сталин. Горький оказался самым популярным писателем в стране.
Теперь это здание является мемориальным домом-музеем Горького.
Музей стоит посетить, чтобы осмотреть интерьеры. Такого Вы точно нигде больше не увидите. В фантазийных образах и пластических решениях интерьера есть что-то общее с творениями Антонио Гауди, к стати, Ф.О. Шехтель был хорошо знаком с испанским архитектором, они не раз встречались и обменивались идеями.
А еще в музее представлена коллекция писателя - нэцке и окимоно, насчитывающая более 200 предметов. Это собрание считается одним из лучших на территории России.
В этой связи мне вспомнился Советский фильм 1980 года «Каникулы Кроша», снятый по мотивам одноимённой повести и сценарию Анатолия Рыбакова . Сюжет фильма развивается вокруг коллекции нэцке. И жемчужиной коллекции является - «Рисующий мальчик». Помню удивительное поэтичное описание каждой из фигурок.
Например, описание нэцкэ «Рисующий мальчик» представлено следующим образом:
«Мальчик отрывается от своего рисунка и пристально вглядывается вдаль. Что видят его глаза? Таинственные образы проносятся в детских мечтах, подобно песням птиц. Но что мы сделали для того, чтобы королевство фантазии стало рядом с нами навсегда?»
В реальности нэцкэ «Мальчик, рисующий Амэ-но удзумэ », работы мастера Хасэгава Икко, хранится в Эрмитаже .
В 1942 г. в подсобное здание особняка Рябушинского (во флигель) переехал с Большой Молчановки писатель Алексей Толстой (по словам Сталина: «наш советский граф»), где и провел последние годы жизни. Горький к тому времени уже несколько лет как скончался. И поэтому лукавят (мягко говоря) те исследователи, которые описывают сцены - как встречались во дворе «бывший бродяга, занимающий роскошный особняк и граф, пусть и советский».