Начало материала вы можете найти здесь.
1 января 1993 года, московские телезрители, потихоньку отходящие от новогоднего похмелья, поймали на шестой кнопке (обычно пустой) какой-то телесигнал. Этот телесигнал не фигурировал в программе передач, и, поначалу, в эфире появлялся около семи часов вечера, когда на экране начинались новости с неизвестным ранее значком CNN и одноголосым дубляжом. Это и был ставший позднее легендарным ТВ-6.
Если же вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.
Короткая история глубокой российско-американской дружбы
Говоря о новостях от CNN, надо сказать, что их появление на ТВ-6 стало плодом сотрудничества МНВК и американского медиамагната Теда Тёрнера. Тот оценил новый неохваченный российский телерынок очень высоко и хотел стать одним из первых, кто начнет его окучивать. МНВК же нужно было чем-то наполнять эфир. На том и порешили - Тед Тёрнер и его компания, как правообладатель большого количества фильмов (в основном MGM) и, заодно, как основатель CNN, предоставлял для эфира ТВ-6 кино и новости, а телеканал отдавал Тёрнеру доходы от рекламы (которую тоже давали американцы), из которых заокеанские партнеры возвращали некоторую долю на финансирование канала.
В телепрограммы, кстати, ТВ-6 начал попадать лишь с 18 января 1993 года - дожидались первой реакции от телезрителей. На тот момент время вещания составляло жалкие 5 часов - с 19.00 до полуночи. Эфир по будням открывался и закрывался получасовыми новостями CNN, которые дублировали по очереди Петр Карцев и Аркадий Горячев. Между выпусками новостей демонстрировались два фильма - отечественный, из фильмотеки "Мосфильма" и зарубежный, предоставленный MGM. По выходным же выпуск новостей был один, зато полвосьмого начинались мультфильмы.
Всё это великолепие, правда, могли увидеть лишь жители Москвы, да и то не всей - дальность передатчика на Останкинской башне, сохранившегося в практически неизменном виде с 1970-х, составляла всего-то 8-10 километров (для пример - диаметр МКАД - где-то 36 километров).
Но те немногие (500 тысяч москвичей), кто видел канал, влюбились в него с первого взгляда. Ещё бы - западные фильмы каждый день тогда не показывал никто, разве что дурные мыльные оперы, а на ТВ-6 показали всю классику американского кино, начиная с Греты Гарбо и заканчивая всякими там Шварценеггерами. Ну и плюс новости CNN поражали телезрителя, привыкшего к размеренному повествованию программы "Время", обилием событий, которое успевали освещать всего-то за полчаса. К слову, CNN вел прямые трансляции событий октября 1993 года, чего не смог себе позволить ни один отечественный телеканал.
Но вот какая штука случилась - достаточно быстро дружба с американцами прекратилась. Причина тому была весьма и весьма прозаична - деньги за рекламу Тёрнер получал исправно, а вот на телеканал возвращались жалкие крохи, которых едва хватало на поддержание штанов. А планы МНВК были наполеоновскими - расширение вещания на весь день, охват как минимум всей Москвы, а как максимум - и всей России, и, разумеется, хотелось наладить производство собственного контента.
Поэтому сперва на канале появилось своё собственное рекламное агентство, которое возглавила небезызвестная Лариса Синельщикова (сотрудник телекомпании "ВиD", и руководитель компании "Красный квадрат", производящей контент для Первого канала), а потом, в июне 1994 года американцы под ехидное фырканье Сагалаева о "провинциалах из Атланты" вышли из состава учредителей ТВ-6. Вместе с новостями и кино, разумеется.
Первый год самостоятельного плавания
К тому моменту на ТВ-6 собралась очень интересная компания из широко известных в узких кругах лиц. Генеральным директором канала на тот момент был Александр Пономарев, прошедший тяжелую школу работы на телевидении в РГТРК "Останкино", в июне 1993 года на канал пришёл Иван Демидов, топовый на тот момент ведущий, специализировавшийся на музыкальных передачах, а также Александр Олейников, светившийся в 2013 году в "Вечернем Урганте".
Молодая команда стартовала с места в карьер - 4 июля 1993 года телеканал начал транслировать утренний блок программ, рассчитанный на детей, в который ставили мультипликацию и кино для детей, а чуть позже в эфире появились вставки с ротацией клипов MTV. К февралю 1994 были запущены первые программы собственного производства, "Кинескоп" о кино (кстати, жива до сих пор, только выходит на "Культуре", ирония - ни кинескопов в телевизоре нет, ни ТВ-6, а программа есть) и "ПОСТмузыкальные новости", соответственно, о музыке (там работали корреспонденты "МузОбоза", пришедшие на канал вместе с Демидовым).
В апреле же 1994 года телеканал смог выйти на всероссийский простор - получилось договориться об аренде спутника системы "Горизонт" и распространить сигнал телеканала на Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Липецк, Орел, Челябинск, Красноярск и Нижний Новгород. За основу вещания взяли сетевой принцип - в каждом городе местный вещатель ретранслировал сигнал ТВ-6 по своим частотам, за что получал денюжку с рекламы, ну и, разумеется, повышенный интерес аудитории и к своим программам.
В "списке дел" оставалось последнее незавершенное дельце - забрать весь эфир на шестой кнопке себе. Напомню, что параллельно с ТВ-6 лицензию на вещание на 6-м метровом канале получила "Северная корона" - телеканал Международного телевизионного бизнес-университета, этакий прото-РБК, ориентированный на зрителей, интересующихся экономикой. Канал был странный, финансирование получал слабенькое (в основном от Министерства обороны путем показа программ производства тамошней телестудии, нынешний телеканал "Звезда"), но, тем не менее кое-как держался на плаву, показывая художественные и документальные фильмы, ну и программы о проблемах экономики.
Переговоры были долгие - МТБУ долго упирался, не желая отказываться от лицензии на вещание, которая, впрочем, обходилась дороже, чем прибыль от канала, но и ТВ-6 не отступал. В итоге, МНВК смогла получить всё эфирное время, но взамен в дневной эфир ТВ-6 попали все передачи "Северной короны", включая Минобороновское "ВоенТВ представляет".
А уже в октябре 1994 года телеканал начал новый телесезон, имея четкую концепцию развлекательного телевидения и производя те самые легендарные программы, определившие лицо ТВ-6 на будущие годы.
Но о них мы поговорим в следующий раз. До новых встреч, дорогие читатели.