Наше телевидение, несмотря на видимое разнообразие, по сути своей крайне однообразно. Везде плюс-минус одни и те же ток-шоу и развлекательный контент определенной степени годности/негодности. В этой парадигме отдельно существуют лишь некоторые каналы, вроде Матча, Карусели и Муз-ТВ, аналогов которым в двух мультиплексах считайте что и нет.
Зато вот духовным скрепам нашего общества на телевидении посвящено аж два канала, об одном из которых мы и поговорим. Встречайте, телеканал "Звезда" и его история.
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я иногда пишу о кино и сериалах, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах
Времена, когда "Звезды" ещё не было, а она уже была
Сложно сказать, можно ли считать отдельные передачи, вроде "Служу Советскому Союзу" предтечей современного армейского телепроизводства, но Минобороны свою пропагандистскую машину крутило ещё с тех седых времен, когда телевизоры были большими, а их экраны - маленькими. Впрочем, однозначное начало истории телеканала "Звезда" тоже можно назвать - 28 июля 1992 года, когда в свежесозданном Министерстве обороны РФ свежесоздали Центральную телевизионную и радиовещательную студию.
Да, уже по названию можно было понять, что планы у Минобороны были наполеоновские, ведь вещать в телевизоре и по радио одновременно - это вам не груши околачивать. На первых порах, правда, работать продолжили по старым лекалам - запустили отдельные программы на телевидении и даже зарегистрировали свою радиостанцию "Славянка", которая получала эфирное время на "Радио России" и "Маяке".
Впрочем, вернемся к телевидению. В поисках партнеров для трансляции своих телепередач, армейская студия наткнулась на небольшой канальчик "Северная корона", который каким-то неведомым способом смог получить лицензию на дневное вещание на 6-м метровом канале в Москве. Метровые каналы, напомню, ловились чуть ли не на кусок проволоки, воткнутый в антенное гнездо телевизора, отчего и вещать что-то на них было весьма почетно.
Партнерство оказалось вполне взаимовыгодным - "Северной короне" нужно было финансирование и хоть какой-то контент, а студия Минобороны нуждалась в местах сбыта своей продукции, тем более, что в приказном порядке запустить что-то в эфир было практически невозможно, времена поменялись. Сотрудничество началось с января 1993 года когда в эфир вышел первый выпуск передачи "Воен-ТВ представляет".
Но "Северная корона" была партнером весьма нищебродским и не больно крутым, чай не Первая программа ЦТ, отчего армейские телепередачи пытались впарить и другим каналам. Так, собственно говоря, появился ныне легендарный, а тогда ещё новый "Армейский магазин", который, продолжая традиции "Служу Советскому Союзу", содержал больше развлекательного контента и, конечно же, молодую и не сторчавшуюсь Дану Борисову. С этой программой, кстати, связан забавный факт - так-то она готовилась для 1-ого канала Останкино, но сотрудники оного так сочувствовали бедным коллегам с "Северной короны", не имевшим новогоднего программного наполнения, что подарили тем отснятый пилотный выпуск программы, который вышел 31 декабря 1993 года.
Ну и с 1993 по 1997 годы студия Минобороны наращивала обороты своего производства, получив эфирное время на ОРТ ("Армейский магазин" и "Служу России"), РТР ("Присяга", в которой засветился Игорь он же, по версии Позавчерашних новостей, Юрий Прокопенко), "Культуре" ("Вижу цель") и ТВ-6 ("Воен-ТВ представляет", доставшееся каналу от почившей в 1994 году "Северной короны").
К этому моменту руководство студии пришло к выводу, что всё это, конечно, хорошо, но ещё лучше будет, если у студии будет собственный телеканал, а не отдельные часы где-то там. И вот, в 1998 году студия выигрывает на конкурсе 57 дециметровый канал.
Времена, когда "Звезда" уже была, но её ещё не было
Тут, правда, случилась загвоздка. Будущий канал, который высокопарно хотели назвать "Отчизна", как-то забуксовал. Канал-то выигран, а лицензию на вещание удалось получить лишь 17 июля 2000 года, причем, похоже, совершенно неожиданно для самой студии - даже через год, в сентябре 2001 года канал в эфир не вышел, за что получил предупреждение Минпечати, а ещё через две недели лишился лицензии.
Как позже выяснилось, причиной этого стали некие технические сложности, но, скорее всего, просто оказалось, что даже (или особенно) Минобороны целый телеканал не потянуть чисто финансово. По крайней мере, лишь в 2004 году глава Минобороны обратился к Председателю Правительства РФ с просьбой подкинуть деньжат.
Решение, очевидно, было принято положительное и всё в том же 2004 году Минобороны вновь получило лицензию на вещание на 57 ТВК, только под условием выйти в эфир не позднее 20 февраля 2005 года.
Времена, когда "Звезда" есть
Собственно говоря, 20 февраля 2005 года канал и вышел в эфир - зря что ли мамой клялись, что всё будет готово? Раскручивался канал в лучших традициях России, долго запрягать, зато быстро ехать - только к 9 мая 2005 года канал начал работать в круглосуточном режиме, лишь в 2006 году он начал транслироваться по всей России и лишь в 2009 получил статус федерального.
И, между тем, именно в эти годы "Звезда" была действительно интересной - эфир составляли военно-патриотические фильмы из архивов Гостелерадиофонда, действительно интересные документалки про боевую технику ("Крылья России" и "Броню России" пришлось донашивать за Первым каналом) и программы о современном состоянии Вооруженных сил. При этом уровень пропаганды был адекватный, благо политинформация в эфире практически отсутствовала - не считать же пяти-десятиминутные сводки новостей чем-то серьезным?
Но тут, внезапно, наступил приснопамятный 2014 год и тут же нарисовалась необходимость концентрированно показать всем образ врага. Первый взялся за пенсионеров, Россия-1 за домохозяек, а "Звезде" достались военные и патриотически настроенные граждане. В эфире стало куда больше публицистических программ, да и место годной документалистики заняли не слишком-то хорошие отечественные сериалы. И лишь по выходным "Звезда" становится похожа на саму себя десятилетней давности - да и то, лишь издалека.
И от этого становится совсем обидно.