Найти тему
Литература о жизни

Герои пьесы "Вишневый сад" и тема рабства в человеческой душе.

Оглавление

#чехов_вишневый_сад 

Мы уже рассмотрели, как раскрывается в комедии тема русского дворянства (вернее, того, что от него осталось в начале 20 века).

Разберем теперь тему простых людей в пьесе и их отношений с господами.

Пьеса начинается их разговором. Сын грубого неотесанного мужика, Лопахин, ставший богатым купцом, и горничная Дуняша - они схожи своим происхождением.

Лопахин знает, что он из самых грязных крепостных, которых, как он сам скажет, в барском доме не пускали даже в кухню, и очень переживает по этому поводу. Он ходит в театры, читает книги - всячески старается обрести некую культуру. Герой говорит о себе с печальной самоиронией:

Со свиным рылом в калашный ряд… Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком… (Перелистывает книгу.) Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.

Однако он тут же жестко урезонивает горничную, которая всячески показывает, что она утонченная барышня (она боится упасть в обморок от избытка эмоций - привилегия не для простонародья!):

Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и прическа тоже. Так нельзя. Надо себя помнить.
Образы Дуняши и Лопахина
Образы Дуняши и Лопахина

Этим замечанием купца Чехов показывает еще существующее в головах людей неравенство сословий, и в то же время старание бывших крепостных стать такими же утонченными, как их бывшие господа.

А сами господа, как они относятся к своей верной прислуге?

Аня, например, абсолютно равнодушна и снисходительно-презрительна к обожающей ее служанке Дуняше. А ведь та чуть не потеряла сознание от эмоций, ожидая их, и встречает свою госпожу так ласково, душевно:

Заждалась вас, радость моя, светик… Я скажу вам сейчас, одной минутки не могу утерпеть…
Аня (вяло). Опять что-нибудь…

"В ответ" на рассказ девушки о предложении Епиходова ее госпожа думает и говорит лишь о своих личных переживаниях. Вот, например, отрывок, один из многочисленных примеров диалога глухих в пьесе:

Дуняша. Уж я не знаю, что и думать. Он меня любит, так любит!
Аня (глядит в свою дверь, нежно). Моя комната, мои окна, как будто я не уезжала.

Итак, Аня предельно неучтива с Дуняшей. Об ответной радости от встречи там и речи не идет. Аня рада лишь своей комнате и окнам, они для нее определенно значат больше, чем ее горничная...

Еще более усиливает тему неравенства в отношениях слуг и господ линия старика Фирса.

Его преданность и любовь к своей госпоже безгранична:

(Радостно.) Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть… (Плачет от радости.)
Сцена из первого действия. Дуняша, Фирс, Лопахин.
Сцена из первого действия. Дуняша, Фирс, Лопахин.

Фирс, тот самый человек-раб, о которых с таким презрением ( потому что с точки зрения остальных мужиков) говорилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Этот тип человека показан у Чехова совсем с другой стороны.

Ему мило его рабство, а ведь господа по своей безалаберности оставят его одного в доме. Не потому, что про него забыли, а потому, что недостаточно хорошо проверили, увезли ли верного слугу на самом деле в больницу.

Интересный нюанс, но у Чехова все на таких нюансах.

Может, лучше бы было, чтобы забыли жестокие и злые полностью равнодушные господа, чем - вот такое вот поверхностное отношение вроде бы добрых и хороших господ, которых любишь больше всего в жизни...

Чуть-чуть не хватило внимания, чуть-чуть не хватило отношения как к равному, значимому человеку.... и вот уже старик заживо погребен.

Так Фирс, своими обманутыми чувствами, в чем-то повторит судьбу некрасовского Якова верного, холопа примерного. Отличие Фирса только в том, что он никогда так и не помыслит себя свободным. И даже обиженным, возможно, не помыслит. В этом смысле он даже ближе Ипату из главы "Последыш".

Характер Фирса в этом смысле – полная противоположность свободолюбивой личности самого Чехова и всех его предков, которые умудрялись освобождать себя всеми силами от крепостного состояния даже задолго до отмены крепостного права.

И для Чехова, рожденного еще в эпоху крепостничества, важнейшей идеей жизни станет освобождение своей души от рабской, лакейской униженности.

Кстати, душевное рабство и душевное лакейство - не одно и то же, хотя часто совмещаются. Но и то и другое представлено в пьесе по-разному.

Если Фирс - это верный, искренний, добровольный раб, вызывающий сочувствие и сострадание как автора, так и читателей, то совсем другое содержится в понятии лакейства.

Лакейство - это рассудочное угодничество, не из верности и душевности, а из личной хитрости и выгоды.

Не случайно наиболее отвратительный персонаж в пьесе - это лакей Яша. Лакейская сущность человека исключает любые высокие чувства в его душе. Яша не способен ни на любовь к матери, ни на уважение к женщине, ни на любовь к Родине. Все это показано в пьесе отдельными репликами данного героя.

Конечно, не преданность своей госпоже руководит им, когда он просит взять его в Париж, а лишь холодный рассудок и личная выгода.

Так, по мысли Чехова, ни одно из прекрасных проявлений души человека невозможно в душе лакея.

Ну, а рабское состояние - оно попросту трагично. Всегда.

Поэтому наблюдение за образами искренне привязанных слуг-рабов (Дуняши, Фирса) в любом случае тоже приводит к защите тезиса свободы: любовь к господам - она не стоит того. Всегда лучше вложить свою душу во что-то другое! Но вот во что?

Ну хотя бы быть Лопахиным, который своим трудом возвысил себя до состояния человека растущего, развивающегося, сильного, способного помочь не только себе, но и другим.

Или еще часто приводят образы Ани и Пети, которые нацелены строить некое светлое будущее. Ну что же - как вариант!