Найти тему
История в историях

Цокающая Круговщина

Михаил Леонидович Томилин г. Клин   


    Ещё в детстве, гостя у бабушки в деревне Высоково, что в Клинском Кругу или в Круговщине, она была 1900 года рождения, слышал, как она говорила: «Пей цай, моци баранки». При этом бабушка мне поясняла, что во всех близлежащих деревнях и сёлах в Кругу вместо звука ч в словах говорили ц. (Точные границы Круговщины неизвестны, но к ней принято относить следующие населенные пункты (села, деревни и погосты )
Курьяново, Синцово, Дмитрово (Дмитриева), , Михейково, Подмясьево, Глухино, Ватогина (Затогино), Степанцево, Дурасово (Доросово), Свистуново (Свистуна), Овсянниково, Высоково, Бортницы (Борницы), Боголепова пустынь, Китенево, Таксино, Шевериха, Воздвиженское (Дмитриевский погост), Игумново, Гологузово, Чернятино на Яузе, Корост (Коростова), Воловниково (Желовниково), Крутцы, Владимировка, Новоселки, Александрово, Комлево, Жестоки (Воздвиженское, Носово), Подорки (Подора), Васильково, Некрасино, Семчино, Крюково, Копылово (Копытово), Хлыниха, Выголь.)
     В позапрошлом году я побывал в очередной раз в Вологде. От местного экскурсовода музея деревянного зодчества, архитектурно этнографического музея Вологодской области «Семёнково» узнал, что, оказывается, вологодские крестьяне тоже не окали, а цокали. Интересно, что в северо - восточной части Вологодчины, которая граничила с новгородскими землями, крестьянские дома ставились с отдельно стоящими банями, а в другой её части – юго - западной бань не было, зато русские печи в домах устраивались с большими подом – отверстием топки печи, для закладки дров, и в них мылись, как и у нас на севере Подмосковья, в Кругу в том числе. Потому что на Вологодчине, и на клинской земле жили племена кривичей, о чём свидетельствуют их курганы.
     Когда стал разбираться во всем этом, выяснил, что есть даже специальный термин «цоканье». Это неразличение в произношении звуков ц и ч, произношение ц на месте ч, например цайка, цай, цашка вместо чайка, чай, чашка, или «да цорт яво знаить, пацаму» или частушка «Дайте мыльце, полотенце и цюлоцки на пеци!». Лингвисты выяснили, что такое произношение свойственно северным говорам: вологодским, костромским, вятским, где ц — твердый звук, как в словах цашка, цисто, улица, отец. Это псковские, часть новгородских, смоленских и тверских говоров, а мягкое ц распространено в Карелии, Архангельской, Вологодской, Кировской областях.
    В статье «О наречиях русского языка, о говорах Московской губернии» в «Вестнике Императорского Русского Географического Общества» за 1852 год знаменитый этнолог и языковед Владимир Даль о нашем Клине писал: «В Московской губернии говорят различно: в Клину — по-новгородски, в Можайске — почти по-смоленски — хвилин, целавек, уфостье, в Коломне - по-рязански, в Богородск; — по-суздальски. ... Цоканье и чваканье проходят отсюда в Тамбовскую губернию за Шацке. В Сергацком вообще цокают на «а» и на «и», местами чвакают и дзекают». Этот говор косвенно в очередной раз подтверждает мою гипотезу об основании Клина новгородцами и о том, что у кривичей на клинской земле был свой древний город Крево.
    Существуют интересные данные, подтверждающие цокающий говор клинского Круга. Статистик и этнограф 1860-х годов И. И. Ордынский опубликовал в «Московских губернских ведомостях» в 1862 году статью «О народных названиях местностей Московской губернии», в которой говорилось: «Жители большей части местностей Московской губернии, носящих народные названия, отличаются особенностями говора, состоящим главным образом в замене буквы ч на букву ц… Цокание распространено в южной части Богородского уезда, в Восточной части Бронницкого, за левым берегом Москвы реки... Кроме того букву ч заменяют на букву ц ещё в двух дальних местностях в Шуваловщине Верейского уезда и в Круговщине Клинского уезда». Автор делает вывод, что эти особенности говора указывают на племенные причины. Полагаю, что здесь — дело с вымершим на наших глазах разговорным диалектом, похожим на тот, на котором в древности говорили одни из наших прямых славянских предков – кривичи. Сохранение говоров И. И. Ордынский связывает с положением и свойством местности: «В этом отношении замечается, что все подобные местности отброшены от главных путей сообщений, находятся на окраине губернии и почти все уеденены от других смежных, особенно Круговщина Клинского уезда, в которую входят более 30 деревень, сгруппированных посреди широкой лесной полосы».

Далее в статье отмечается, что такие местности неудобны к земледелию, а это: «.. выразилось в том, что их жители издавна усвоили себе известные занятия, Круговщина – лесное дело ...» Это такие ремёсла, как смолокурение, выжигание угля (углежоги), получение золы или поташа, дёгтя рубка леса, плотницкое дело и так далее.
Полагаю, что топоним «круг» связан с крутым поворотом, загибом реки Яуза или со своеобразным кругом, который образуют реки-притоки Шоши Яуза, Лама, Чёрная и сама Шоша, а деревни и сёла располагались на них, словно образовывая круг. По другому варианту топонимы «круг», «круговщина» связаны с круговой порукой, возможно, с какой-то древней общиной.

Существует и интересное название в Кругу — «Пяток» — пять деревень Свистуново, Доросово, Овсянниково, Высоково и Степанцево.
Я удивлялся, почему в Кругу не было старообрядцев. Ответ нашёл у И. И. Ордынского: «И ещё отличие жителей таких местностей: они большею частью принадлежат к расколам, исключая некоторых, Круговщины, в которой зато нет и никогда не было ни одного раскольника. Это явление может быть случайное, а, может, — следствие других вышеприведённых: жители привыкли смотреть на себя, как на нечто особенное».
В первой половине XX века после индустриализации, появления радио и телевидения, газет, хороших транспортных коммуникаций исчез цокающий говор клинской Круговщины, а значит живой (живым назывался из за большого количества говоров и наречий, постоянно пополнявших и обогащавших его. М.Т.) великорусский язык стал ещё на чуточку беднее. Увы, это плоды современной цивилизации.