Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

Онежский тракторный завод: ТДТ-55, который был одним из лучших трелёвочных тракторов СССР

===

Техника Онежского тракторного завода готовится к отгрузке потребителям (1970 год)
Техника Онежского тракторного завода готовится к отгрузке потребителям (1970 год)

===

В 2021 году исполняется 55 лет с начала производства гусеничного трелёвочного трактора ТДТ-55 на Онежском тракторном заводе (ОТЗ).

Этот завод находится в городе Петрозаводск (Республика Карелия) и с 1956 года производил спецтехнику для лесной промышленности и лесных хозяйств.

Гусеничный трактор ТДТ-55, серийное производство которого началось в 1966 году, относится к 3-му тяговому классу и имеет стальную раму коробчатого типа.

Сборочный цех Онежского тракторного завода (фото Семёнова Бориса Ивановича, Петрозаводск, 1970-е годы)
Сборочный цех Онежского тракторного завода (фото Семёнова Бориса Ивановича, Петрозаводск, 1970-е годы)

===

В передней части рамы трактора на трёх опорах установлен двигатель с коробкой передач, а в задней части – главная передача с механизмами поворота, тормозами и валом отбора мощности.

На трактор устанавливался дизельный четырёхцилиндровый двигатель СМД-14БН производства Харьковского завода «Серп и Молот».

Объём двигателя СМД-14БН составляет 6,3 литра, эксплуатационная мощность – 80 лошадиных сил при 1800 об/мин, максимальный крутящий момент – 360 Нм, удельный расход топлива – 182 г/л.с. в час.

---

На модернизированные тракторы ТДТ-55А устанавливался двигатель СМД-18Н-01
На модернизированные тракторы ТДТ-55А устанавливался двигатель СМД-18Н-01

===

Запуск двигателя осуществляется при помощи пускового двигателя П-10УД, ёмкость топливного бака составляет 105 литров.

---

Коробка передач – механическая (имеет 5 передач вперёд и 1 – назад), муфта сцепления – сухая двухдисковая.

Ходовая система трактора состоит из подвески: четыре одинаковые каретки, соединённые с рамой шарнирными рычагами.

Специальная машина для корчевания пней КМ-1 на базе трактора ТДТ-55 (1977 год)
Специальная машина для корчевания пней КМ-1 на базе трактора ТДТ-55 (1977 год)

===

С каждой стороны установлено четыре опорных катка, ведущие колёса – задние, передние направляющие колёса оснащены натяжным и амортизирующим устройствами.

Ширина гусениц составляет 420 мм, минимальный дорожный просвет – 550 мм. Максимальная транспортная скорость трактора составляет 13 км/ч, эксплуатационная масса – 9,5 тонн, грузоподъёмность – 4,2 тонны.

---

Трактор оснащается гидроуправляемым погрузочным устройством (щитом), а также можно установить заднее подъёмно-навесное устройство СНЛ-3 (для лесовосстановительных и противопожарных работ).

Так работает погрузочное устройство трактора ТДТ-55
Так работает погрузочное устройство трактора ТДТ-55

===

Кроме того, на трактор ТДТ-55 установлена лебёдка (на раме за кабиной), а также переднее подъёмно-навесное устройство и толкатель.

Привод лебёдки осуществляется от вала отбора мощности в коробке передач (через промежуточный редуктор и два карданных вала).

Пакетировочно-трелёвочная машина ТБ-1М на базе трактора ТДТ-55 (выставка «Лесдревмаш», 1979 год)
Пакетировочно-трелёвочная машина ТБ-1М на базе трактора ТДТ-55 (выставка «Лесдревмаш», 1979 год)

===

На передней части рамы трактора установлена металлическая одноместная кабина, объединённая в одно целое с капотом двигателя, который открывается с двух сторон.

Кабина оснащается системой вентиляции и отопления, сиденье тракториста регулируется.

---

Тракторы ТДТ-55 производства Онежского тракторного завода
Тракторы ТДТ-55 производства Онежского тракторного завода

===

В дальнейшем на трактор стали устанавливать двигатель СМД-18Н-01 эксплуатационной мощностью 95 лошадиных сил (модернизированный трактор получил добавочный индекс «А» и выпускался до 2003 года).

Ежегодный объём производства на Онежском заводе составлял более 10 тысяч тракторов, при этом около 10% процентов отправлялось на экспорт в различные страны мира.

Готовая продукция Онежского тракторного завода (1980 год)
Готовая продукция Онежского тракторного завода (1980 год)

===

К сожалению, в 2010-е годы знаменитый Онежский тракторный завод «самоликвидировался», но дело его, как говорится, живет и продолжается.

Кстати, в разрушении ОТЗ не виноваты ни российское правительство, ни рабочие завода.

А проблема была в неудачливых новых «собственниках», которые после приватизации завода не справились с управлением таким масштабным проектом… и не нашли ничего лучшего, как обанкротить завод.

Тракторы ТДТ-55 (1982 год)
Тракторы ТДТ-55 (1982 год)

===

Но и в настоящее время в Петрозаводске продолжается выпуск специальной техники для лесной промышленности. Но это уже другая история…

Поэтому рекомендуем почитать: Мишустин одобрил союз белорусско-российских тракторостроителей: Онежский завод получил господдержку

-----