Передо мной вопрос, заданный коллегами, и тетрадь в клеточку.
«Если бы вы вели страничку в социальных сетях, чтобы вы написали об одном из дней жизни группы родителям детей?»
Нужно начинать писать, а я не знаю, действительно не знаю ответа. Больше 4500 дней я работаю с детьми, и нет дня, который не был бы наполнен событиями: масштабными, получившими освещение в прессе, и камерными, почти семейными, мелкими и незначительными для одних и бесконечно важными для нас. Память услужливо показывает кадр за кадром.
... Вот наша первая съемка с детьми: волнуемся все. Оператор настраивает камеру, корреспондент улыбается и подбадривает, я рассказываю о моторике и речи. «Речь, ум ребенка находятся на кончиках его пальцев. Ребенку, у которого работают пальчики, легче говорить, легче думать...» И в короткой паузе - четкий голос пятилетнего Максима: «Обалдеть!».
... А вот мы украшаем елочку, выросшую в садовском дворе: каждый принес из дома самую красивую игрушку. Что желают дети, когда надевают ее на еловую ветвь?
- Счастья!
- Много подарков!
- Братика!
- Здоровья всем. Апчхи!
... Или написать о том, как сочиняли стихи? От первых рифм до трогательно-щемящих стихотворений. Разве забудешь Данькино «Я - почти Пушкин. Я - поэт. Дайте поэту побольше конфет!»?
... О дне, когда я бегала по городу, скупая газету «Тула»: чтобы хватило всем-всем-всем. Это наши дети - воспитанники логопедической группы - одаренные.
... Весна. Май. Аня читает стихотворение ветеранам. А я слышу шепот в полном зале: «Белла Ахмадулина!».
... Вспомнить день, когда «зарычал» Димка, у которого я была шестой и, видимо, последней («Устали бегать по специалистам...»)?
... Летнее утро и букет:
- Наталья Юрьевна, вот! Мы с папой в саду нарвали. Я хотел подарить вам.
Это Пашка, от которого стонал весь сад, компенсирует гибель моих нервных клеток. Восстановились: в этот самый момент и все разом.
Одно за другим накатывают воспоминания: не выбрать. Смешные и серьезные, порой мимолетные, но все - важные.
Сегодняшний день запомнится рисунком Арсения. Мальчишка, который не мог усидеть на месте и пяти минут, светится от счастья. Глажу волосы: «Старательный мой, хороший. Идеально!».
... Заплакал тонкий и интеллигентный Ярик. Кажется, он и сам не верил, что сможет «рычать».
- Рррр!
Всхлипнул и уткнулся распухшим носом, обнял неожиданно: «Спасибо! Спасибо, что научили!». И теперь уже плачу я.
... Глеб принес книгу «Юного натуралиста». Эта неделя посвящена животным, вот он и проникся. Слушаю о белом медведе, киваю, а сердце бухает от радости: «Солнышко, умница, гений!!!». Мысленно стираю все диагнозы в Глебовой карте. Пройдено. Было - и нет. Навсегда вычеркиваю брошенное в коридоре ПМПК «необучаем».
Я могла бы написать о активном слушании, похвале «4 к 1», «воспитании свободой», о традиции неспешных бесед и безусловном принятии ребенка.
Но пишу именно эти строки. Пишу для вас, уважаемые родители. Чтобы вы поверили: не слухам, но фактам. Чтобы однажды на смену страху и сомнениям пришла надежда. Быть может, в тот момент, когда вы будете принимать решение, отдавать ли ребенка в коррекционную группу, мои воспоминания помогут вам.