2021
Россия
Драма
Режиссёр: Рената Литвинова
«Северный ветер» — это пьеса Ренаты Литвиновой, постановка которой шла в МХТ им. Чехова уже несколько лет. Я не смотрела спектакль, поэтому сравнивать его с экранизацией не буду. Тем более, сама Рената говорила, что фильм не будет повторением постановки на сцене МХТ, а будет чем-то новым, скорее, даже продолжением.
По сравнению с предыдущими работами режиссёра, этот фильм не только дороже, но и гораздо мощнее в плане надлома и визуального воздействия.
«Северный ветер» снят полностью в манере Литвиновой. В нем переходящие, точнее перелетающие из одного фильма в другой неизменные вороны, самолеты и стюардессы. Это настоящий артхаус, прекрасный и ужасный одновременно.
Прекрасный в своей глубине, непередаваемой эстетике (костюмы, декорации, оформление каждой сцены), музыкальном сопровождении. Ужасный, собственно, по тем же причинам. Потому что на глубине мы встречаемся с чудовищными поступками людей и их пороками, а эстетика в большей степени состоит из леденящих душу мистикеско-галлюциногенных образов готической сказки.
- Практически на протяжении всего фильма влиятельный клан женщин-правительниц «Северной страны» отмечает Новый год. Мы видим как они занимаются предпраздничными хлопотами, отмечают праздник год из года, снова и снова. А по ходу действия узнаём, как складываются судьбы героев. Только ближе к развязке персонажи начинают выбираться из своего мрачного и великолепного дворца.
На поверхности лежит тема вынужденного и нежеланного матриархата в семьях. Женщины становятся сильными в противовес мужчинам, которые «не хотят взрослеть», «остаются детьми». Эти женщины всю жизнь ждут «сильных и любимых мужчин». Об этом намекают закадровые монологи Ренаты.
Маргарита мечтает о наследнике, которому уже даже придумала имя, еще до его рождения - «Мой Хьюго». Видимо, тут подразумевается «юг», как символ надежды на новую жизнь, перемены, которые растопят своим южным теплом лёд и снег в стране вечного холода во всех смыслах. Возможно, она надеется на то, что внук, родится сильным, мужественным и сможет взять на себя ее нелегкое бремя.
Сюжет развивается предсказуемо, но вполне душещипательно. Маргарита, видя как мучается в браке с Фаиной ее безвольный и начинающий сходить с ума сын, принимается за активные и радикальные действия, пытаясь добиться развода.
Если говорить о более глобальных проблемах, затронутых в драме, то мне в образе мифической Северной страны видится образ самой России. Об этом говорит холодный климат и повышенное внимание к Новому году. Кругом идут войны, но правители заняты только собственной личной жизнью. Неугасающий культ Нового года, как грандиозного события, единственной отдушины не только для простых людей, но и для «сильных мира сего», за которым наконец-то должно последовать счастливое время. Но год от года ничего не меняется. И всё-таки остается надежда на дарованный влиятельному клану 13 или 25 час, с возможностью перемещаться в потусторонний мир, чтобы все исправить.
Литвинова как обычно словно играет саму себя, ее речь абсолютно естественна, как разговаривают реальные люди. Жаль, что остальные актеры по прежнему разговаривают заученными прописанными фразами, что работает как диссонанс. Но в этом тоже есть некий смысл, Рената будто противопоставляет себя остальным персонажам, как всеобщей фальши. Все герои этой фантасмагории словно призрачные образы, порождающие побочные сюжетные линии, каждую со своей странностью. А объединяет героев лишь жажда любви, без которой все приходит в упадок. И это гипертрофированно показано на примере молниеносного загнивания всего, что находится в заснеженных полях, после смерти возлюбленной Бенедикта. Фанни выступает символом любви, как смысла жизни, после утраты которой, все разрушается, тлеет и превращается в бессмысленный фарс.
Я не являюсь поклонницей музыки Земфиры, которая по традиции стала композитором всех фильмов Литвиновой, но окутанная творчеством Ренаты, музыка Земфиры звучит ярко, и действительно очень подчёркивает характер кинокартин. «Северный ветер» не исключение, Земфира тут попадает «в яблочко». Я буду приятно удивлена, если узнаю, что и ария для оперной певицы - это тоже создание Земфиры.
Не могу принять один факт... такое явное «кино не для всех» демонстрируется во всех кинотеатрах с навязчивой рекламой. Оно, конечно, понятно, бюджет кинокартины не малый (не сложно догадаться, откуда он появился, если посмотреть на актерский состав), и теперь нужно собрать немалый кассовый сбор. При таком желании, количество негативных отзывов, смею предположить, будет огромным.
В зале кинотеатра было гораздо больше зрителей, чем на «Огне», «Афере Оливера Твиста» и «Серебряных коньках». В основном, это были женщины, и это понятно, фильм, я бы сказала, действительно, женский. Некоторые уходили. Но ещё больше меня удивило, что в кинотеатр пришли родители с девочкой лет 5. На мой взгляд, это недопустимо. На экране много (катастрофически много) демонстрации курения и распития шампанского, эротические сцены, обсуждение однополой любви, убийства и тому подобное. Смотреть я посоветую только поклонникам данного жанра или Ренаты Литвиновой, как таковой.
Продолжительность 2 ч 10 мин, для меня многовато. Я думаю, современным режиссерам не помешало бы «пожалеть» зрителей и не растягивать настолько, пусть и хороший, материал.
Спасибо, что дочитали .
Буду рада 👍🏻 и подписке.