Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О признании незаконным предписания об исчислении и внесении платы за НВОС

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2020 г. по делу № А65-10690/19

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Административного органа об исчислении и внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС).

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции оставил постановление апелляционной инстанции без изменений.
Верховный суд Российской Федерации отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегией Верховного суда Российской Федерации.

Фабула дела:

По результатам проведенной проверки, Административный орган установил нарушение Обществом требований ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» (ФЗ – «Об отходах производства и потребления»), выразившиеся в невнесении платы за НВОС.

По данному факту Административным органом выдано предписание Обществу об устранении выявленных нарушений.

Общество отметило, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников произведены подрядными организациями в результате выполнения работ от их стационарных источников, на основании заключенных с Обществом договоров подряда.

Полагая, что обязанность по внесению платы за НВОС возложена на подрядные организации, Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Административного органа.

Правовое обоснование :

1.Согласно п. 4 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на Объектах, выдается свидетельство о постановке на государственный учет Объектов.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за НВОС взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Абзац 1 п. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за НВОС, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Таким образом, законодательство предусматривает взимание платы за установленные ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» виды НВОС с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I-III категории.

2.Суд указал, что поскольку деятельность подрядчика осуществлялась на объекте, принадлежащем Обществе и исключительно в его интересах, соответственно обязанность по внесению платы за НВОС при размещении отходов лежит на заявителе, который является собственником и отходов, возникших в результате слома зданий и сооружений, и отходов, образовавшихся в результате выполнения строительных работ на принадлежащем ему объекте, то есть в результате осуществляемой Обществом деятельности.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что плату за НВОС обязано вносить Общество с учетом ведения хозяйственной деятельности на объектах НВОС, принадлежащих Обществу.

Резюме суда:

Хозяйствующий субъект обязан вносить плату за НВОС с учетом ведения хозяйственной деятельности на принадлежащих ему объектах НВОС.
При этом факт выполнения подрядчиком на объекте заказчика строительно-монтажных работ, включающих вывоз строительного отходов, образовавшегося в связи с проведением работ, сам по себе не является основанием для возложения на подрядчика обязанности по перечислению платы за НВОС.