Всем привет!
Несколько дней назад закончил прохождение Control, раздаваемой в этом месяце бесплатно в рамках подписки PS Plus. Впереди еще прохождение включенных в набор DLC, но мнение об игре сложилось, и хотелось бы им поделиться.
Для хотя бы немного следящих за индустрией пользователей не секрет, что к данному проекту Remedy больших усилий не прилагали и собирали игру на наработках от предыдущего своего продукта (Quantum Brake), чтобы максимально снизить себестоимость разработки и соответственно максимально заработать денег на разработку чего-то масштабного и в духе Remedy.
Так что вполне вероятно, что студия и сама оказалась удивлена весьма и весьма теплому приему Control, средний был которой на метакритике составляет совершенно нестыдные 82-85 из 100 в зависимости от платформы. И эта оценка в целом справедлива, но обо всем по порядку.
Сюжет
Завязка сюжета такова: поиски брата приводят девушку Джесси (наш протагонист) в Нью-Йорке в штаб Федерального Бюро Контроля (далее ФБК (практически Фонд борьбы с коррупцией, ага) или просто Бюро), занимающегося изучением паранормальных явлений и объектов. На входе ни одной живой души, что героиню нисколько не смущает. Далее она находит в своем кабинете директора Бюро с простреленной головой, берет лежащий рядом не совсем обычный пистолет, которые выбирает ее следующим директором ФБК (!). После чего начинает сплошная чертовщина, мертвый директор общается с Джесси телепатически, охранники с кем-то или чем-то захваченным разумом нас атакуют, мы спасаем первых выживших и сохранивших разум сотрудников, которые сообщают нам, что Бюро атаковано существами из параллельного измерения, которых в локализации нарекли "Ииссами". Здание Бюро (которое, кстати, вполне себе живое) заблокировано, чтобы никто и ничто не просочилось наружу или внутрь, а раз Джесси настолько крута, что смогла войти и тем более стать в одночасье директором, то ей теперь все это и расхлебывать.
Игра абсолютно не скрывает, что источником вдохновения для нее стали фильмы и сериалы о всем паранормальном, будь то классические "Секретные материалы" или вполне современное "Холистическое детективное агентство Дирка Джентли" (последнее горячо рекомендую кстати всем не смотревшим). Ну и основной ориентир это, без сомнения, фандом SCP Foundation:
Фонд SCP (SCP Foundation ; от англ. Secure, Contain, Protect — «Обезопасить, Удержать, Сохранить» или Special Containment Procedures — «Особые Условия Содержания») — вымышленная организация, являющаяся предметом одноимённого проекта совместного веб-творчества, в русском переводе также известная просто как Фонд или Организация. Созданные в рамках проекта тексты описывают деятельность Фонда, несущего ответственность за содержание аномальных предметов, существ, мест, явлений и прочих объектов, называемых SCP-объектами.
Wikipedia
Сходство, как вы понимаете, на лицо.
Достоинства
Сразу хотелось бы сказать, игра выглядит ну ооочень стильно. Стерильные белые цвета в оформлении помещений, повсеместно страдающих гигантоманией, местами кроваво-красное освещение, навевающее жуть даже без врагов поблизости, а местами кромешная тьма, где боишься каждого шороха - эта игра умеет держать в напряжении от первой до последней минуты. Технологически мне также не к чему придраться - играл на PlayStation 5, совсем недавно получившей бесплатный графический апдейт Control, включающий в себя повышенный FPS до 60 кадров или рейтрейсинг, но при 30 кадрах в секунду. Что тот, что другой варианты вполне играбельны и красивы, и, что не маловажно, фпс стабильный, просадку кадров на глаз не заметил даже во время самых жаркий баталий, когда все вокруг взрывается и разлетается во все стороны. Помнится, к оригиналу на обычной PS4 была тьма претензий из-за дикого слайдшоу в таким моменты. Сама игра также работала стабильно, за 20 часов, ушедших на прохождение сюжета и всех побочек, вылетов и зависаний не было. А вот на Xbox Series X, если верить новостям, вылеты раз в час - это норма. Загрузка из главного меню непосредственно до геймплея - менее 10 секунд, спасибо быстрому SSD.
Практически все объекты в игре подчинены реальной физике, да и навыки Джесси не запрещают нам силой мысли взять и запульнуть во врага ближайший диван или газовый баллон. Вернее, вам в любом случае придется это делать потому, что патроны у нас в оружии хотя и бесконечны, но на перезарядку уходят драгоценные секунды, за которые нас запросто могут прихлопнуть. Даже несмотря на возможность неплохо прокачать здоровье или энергию за счет очков развития и апгрейдов, вы всю игру будете вынуждены носиться по полю боя как белка в колесе, потому что отсидеться тупо не выйдет. Пистолет у нас один, но с прокачкой открываются разные его формы с соответствующими им режимами ведения огня.
Если станет совсем тяжко, то ничто не мешает в опциях включить режим помощи, который по сути является официальным настраиваемом читом: можно гибко снизить получение урона на 10-100 процентов, в тех же рамках ускорить восстановление энергии или перезарядку, включить автоприцеливание. Ну или слить весь челлендж коту под хвост, установив галочку напротив пункта "убивать всех врагов с одного выстрела" - работает это даже на боссах, проверено.
Что сильно понравилось, в отличии от 99% других игр, тут интересно собираться спрятанные предметы, которые представляют собой архивные видео-, аудио- или документальные записи обо всем, что происходит в стенах Бюро. Читать и просматривать их не надоело даже к концу игры, тем более, что юмора им не занимать. Страшно представить, сколько сил было вложено в их написание.
Минусы
У игры они также есть, что не удивительно.
Даже несмотря на фантастический сеттинг, логика происходящего и произносимого иногда хромает на обе ноги. Например как я писал в одном из первых абзацев, "она находит в своем кабинете директора Бюро с простреленной головой, берет лежащий рядом не совсем обычный пистолет, которые выбирает ее следующим директором ФБК" - вам не кажется странным и немного не логичным, что директора Бюро, занимающегося изучением всего противоестественного, выбирает противоестественный же пистолет???
Разновидностей врагов, вроде бы много, но они совершенно не запоминаются. И довольно быстро начинают раздражать ситуации, когда ты зачищаешь какой-нибудь кабинет, выходишь за дверь, сдаешь квест, открываешь дверь вновь через считанные секунды, а там вновь окопались Ииссы. Пусть перестрелки красивые, динамичные и не похоже между собой, но темп повествования такие случайные стычки сбивают очень сильно.
Карта совершенно непонятна по той простой причине, что локации (коих в основной игре всего 4) имеют многоуровневую структуру, а сама карта плоская и без всякий разбивки по слоям. Кроме того, Control относится к жанру так называемых "метроидваний", где постоянно приходится перемещаться по одним и тем же локациями, понемногу открывая ранее недоступные их части. Но тут можно упереться в закрытую дверь, потому что мы не имеем соответствующего уровня допуска (Джесси, напоминаю, директор ФБК), однако игра на карте ее никак не пометит, запоминайте сами, чтобы потом вернуться. В общем, немного спасает только возможность быстрого перемещения между так называемыми точками силы, которые мы захватываем во время игры.
Итог
Плюсы у игры начисто перекрывают указанные недостатки, тем более что сюжетные сингловые экшены сейчас редкость. Remedy в очередной раз доказали, что делать игры они умеют, и даже мизерный бюджет этому не помеха. Не упустите.