Найти тему
Вижу красоту

Щедрость таланта Ларисы Григорьевой

Лариса Григорьева (автор росписи). Владимир Семёнов (автор формы). Сервиз «Красные ягодки». 1978. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Тарелка: Мз-С-10041. Источник: hermitagemuseum.org
Лариса Григорьева (автор росписи). Владимир Семёнов (автор формы). Сервиз «Красные ягодки». 1978. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Тарелка: Мз-С-10041. Источник: hermitagemuseum.org

Друзья, 13 февраля – в день рождения художника Ларисы Ивановны Григорьевой (13 февраля 1920, Тверь – 12 января 1997, Санкт-Петербург), хочу поделиться с вами заметками из заводской газеты ЛФЗ и показать вам упомянутые в тексте замечательные работы.

-2
Лансере А. Щедрость таланта // Трудовая победа, 1975. 6 марта.

Мы накануне 30-летия Победы нашей Родины в Великой Отечественной войне, а в год её первого торжества – 1945-й, уже шло восстановление художественной деятельности нашего завода. Собирали необходимые кадры для нормальной работы на всех переделах производства. И среди принятых в том году учеников-живописцев была Лариса Ивановна Григорьева, ныне один из ведущих и хорошо известных мастеров ленинградского фарфора.

Лариса Григорьева (автор росписи). Владимир Семёнов (автор формы). Тарелка из сервиза «Красные ягодки». 1978. ЛФЗ. Диаметр 18 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-10041. Источник: hermitagemuseum.org
Лариса Григорьева (автор росписи). Владимир Семёнов (автор формы). Тарелка из сервиза «Красные ягодки». 1978. ЛФЗ. Диаметр 18 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-10041. Источник: hermitagemuseum.org

Незаурядные данные новой ученицы заметил главный художник тех лет Николай Михайлович Суетин. Он оценил её легкую восприимчивость к урокам мастерства, хороший вкус и стремление к самостоятельной творческой мысли – её потенциальную возможность стать художником. И Лариса Ивановна Григорьева стала художником, войдя в творческий коллектив лаборатории уже в 1950 году.

Лариса Григорьева (автор росписи). Анна Лепорская (автор формы). Кофейник из сервиза «Руслан и Людмила». 1955. ЛФЗ. Высота 21 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-4593. Источник: hermitagemuseum.org
Лариса Григорьева (автор росписи). Анна Лепорская (автор формы). Кофейник из сервиза «Руслан и Людмила». 1955. ЛФЗ. Высота 21 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-4593. Источник: hermitagemuseum.org

С проникновенной заинтересованностью воспринимала она уроки Н. М. Суетина, который, поняв наиболее сильные стороны дарования молодого художника, с большим искусством педагога содействовал их развитию.

Уже ранние работы Л. И. Григорьевой позволяют говорить о том, что мир её творческой мысли поэтичен, полон светлых, жизнелюбивых фантазий, что она обладает талантом живописна, легко овладевающего «секретом красоты» декоративной композиции. С годами всё больше и внутренне, и внешне обогащалось художественное содержание произведений Л. И. Григорьевой.

Лариса Григорьева (автор росписи). Анна Лепорская (автор формы). Сервиз «Руслан и Людмила». 1955. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Чайник: Мз-С-4594. Источник: vk.com/ipm_ru
Лариса Григорьева (автор росписи). Анна Лепорская (автор формы). Сервиз «Руслан и Людмила». 1955. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Чайник: Мз-С-4594. Источник: vk.com/ipm_ru

Не раз её работы были посвящены большим государственным темам, пейзажным мотивам, сказочным образам... И каждый раз это было выражением одухотворенного волнения автора, её острого чувства красоты в жизни, в природе, в человеке.

Лариса Григорьева (автор росписи). Анна Лепорская (автор формы «Капля»). Сервиз «Подснежник». 1960. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5331. Источник: vk.com/ipm_ru
Лариса Григорьева (автор росписи). Анна Лепорская (автор формы «Капля»). Сервиз «Подснежник». 1960. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5331. Источник: vk.com/ipm_ru

Но не менее богаты внутренней взволнованностью, а значит возможностью найти живой отклик у людей, её бессюжетные композиции.

Лариса Григорьева (автор росписи). Анна Лепорская (автор формы). Сервиз «Зимний букет». 1964. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Источник: vk.com/ipm_ru
Лариса Григорьева (автор росписи). Анна Лепорская (автор формы). Сервиз «Зимний букет». 1964. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж / Источник: vk.com/ipm_ru

В этом смысле она последователь художников 20-х годов, чьи произведения, построенные на мотивах цветов, эмблем, лент, цветовых пятен полны поэтической романтики, богаты выразительным подтекстом. Вместе с тем Лариса Ивановна Григорьева – художник современный, и ритмы наших дней отчётливо звучат в её работах.

Лариса Григорьева (автор росписи). Серафима Яковлева (автор формы). Сервиз «Розы». 1970. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж. Источник: vk.com/ipm_ru
Лариса Григорьева (автор росписи). Серафима Яковлева (автор формы). Сервиз «Розы». 1970. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж. Источник: vk.com/ipm_ru

Мастер мазковой росписи, понимающий «производственность» образца. Лариса Ивановна – автор множества рисунков для производственной программы.

Лариса Григорьева (автор росписи). Серафима Яковлева (автор формы). Сливочник из сервиза «Карнавальные фонарики». 1958. ЛФЗ. Высота 8,8 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5293. Источник: hermitagemuseum.org
Лариса Григорьева (автор росписи). Серафима Яковлева (автор формы). Сливочник из сервиза «Карнавальные фонарики». 1958. ЛФЗ. Высота 8,8 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5293. Источник: hermitagemuseum.org

Постоянная работа над уникальными произведениями раскрывает фантазию, позволяет легко, свежо и красиво решить композицию, обусловленную требованиями производства.

Для творчества этого художника характерна глубокая увлечённость избранной темой. Она, отдаваясь полёту фантазии, стремится высказать богатство чувств, мыслей и удивительных впечатлений, рождённых увлекающей идеей.

Лариса Григорьева (автор росписи). Татьяна Линчевская (автор формы). Сервиз «Светлый день». 1977. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж. Источник: vk.com/ipm_ru
Лариса Григорьева (автор росписи). Татьяна Линчевская (автор формы). Сервиз «Светлый день». 1977. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж. Источник: vk.com/ipm_ru

Л. И. Григорьева, как талантливый актёр, играя роль, каждый следующий спектакль обогащает её новой интонацией, раскрывает зрителю ещё один смысл избранной темы.

Лариса Григорьева (автор росписи). Серафима Яковлева (автор формы). Сервиз «Старый парк». 1972. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж. Источник: vk.com/ipm_ru
Лариса Григорьева (автор росписи). Серафима Яковлева (автор формы). Сервиз «Старый парк». 1972. ЛФЗ. Государственный Эрмитаж. Источник: vk.com/ipm_ru

Тогда возникают целые циклы. Было несколько композиций – сказка, были циклы «Закаты», «Старый парк» и большая серия декоративных композиций на блюдах, тарелках, вазах, посвященных торжественным датам нашего государства.

Лариса Григорьева (автор росписи). Елена Янсон-Манизер (автор модели). Скульптура «Артист балета Г.Ф. Соловьёв – танец шута». 1956. ЛФЗ. Высота 40см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-4924. Источник: hermitagemuseum.org
Лариса Григорьева (автор росписи). Елена Янсон-Манизер (автор модели). Скульптура «Артист балета Г.Ф. Соловьёв – танец шута». 1956. ЛФЗ. Высота 40см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-4924. Источник: hermitagemuseum.org

Лариса Ивановна Григорьева работает щедро, артистично, душевно. Её талант в расцвете, и художник она многообещающий.

А. ЛАНСЕРЕ, заведующая заводским музеем

-15
Награждена медалью ВДНХ // Трудовая победа, 1984. – № 20 (1411),
– 8 июня.

На встрече с рабочими завода «Серп и молот» Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Константин Устинович Черненко сказал:

– Надо поднимать авторитет искусного труда, авторитет качественной работы, о которой говорят, что она два века живёт.

Замечательные слова. Это – о мастерах своего дела, о людях, которыми сильно любое производство, о тех, что как эстафету несут во времени лучшие трудовые традиции в будущее.

Но что же в основе искусного труда? Мастерство! Опыт! Стремление быть впереди!

В общем-то это очень важные вещи, полагает старший художник художественной лаборатории Лариса Ивановна Григорьева, но на первое место она ставит простое человеческое понятие – совесть. И это действительно так. Именно она, рабочая совесть, способна слить и опыт, и мастерство, да и честолюбие человека в прекрасный трудовой порыв.

В эти дни Лариса Ивановна принимает поздравления друзей и товарищей по работе. Ей вручена бронзовая медаль ВДНХ СССР «За расширение ассортимента и разработку изделий, имеющих художественную ценность. За оформление сервиза рисунком «Мальва» – так сказано в наградном документе.

Лариса Григорьева (автор росписи). Серафима Яковлева (автор формы). Сухарница из сервиза «Мальва». 1974. ЛФЗ. Диаметр 21,2 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-9363. Источник: collections.hermitage.ru
Лариса Григорьева (автор росписи). Серафима Яковлева (автор формы). Сухарница из сервиза «Мальва». 1974. ЛФЗ. Диаметр 21,2 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-9363. Источник: collections.hermitage.ru

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ячсастлив

#силавпамяти