Найти в Дзене

Хадисы о имаме Хасане (а.с.)

Хадисы о имаме Хасане (а.с.)
Хадисы о имаме Хасане (а.с.)

Наш пророк очень много внимания уделял своим двум внукам. Хасан и Хусейн занимали высокое положение рядом с Посланником Аллаха.

Хасан был воспитан Пророком. Во многих исламских источниках, включая сборники достоверных хадисов, мы видим подтверждение тому, как Пророк много занимался со своими внуками и насколько сильно их любил.

Есть хадисы, которые рассказывают, что в каждый удобный момент он (С) занимался Хасаном, старался не отпускать его от себя, кроме того, когда он приходил на молитву вместе со своим внуком, тот взбирался на его спину и для того, чтобы не расстроить ребенка, он продлевал время земного поклона. Это все показывает какая любовь была между дедом, которого Аллах наделил божественным откровением и его «базиликом»[1] .

Даже были случаи, когда его внук приходил, а Пророк находился в поясном поклоне. В это время он пытался пролезть между ног деда и выйти с противоположной стороны[2] и Пророк не говорил им ни слова.

Иногда он залезали ему на спину, и его медленно спускал со спины.

Так, однажды Пророк произносил проповедь и увидел, как Хасан и его брат Хусейн будучи одеты в длинные красного цвета одеяния, ходили и спотыкались. На это Пророк

прервал проповедь, спустился с минбара, взял внуков в объятия и посадил перед собой. Затем он произнес: «Аллах сказал правду, когда произнес «Воистину, ваше имущество и ваши дети являются причиной для испытания»[3]

Увидев этих двоих в таком состоянии, я не стерпел. Затем он продолжил проповедь. Эта история приводится в источниках, в сборниках хадисов[4]

Есть много хадисов о том, как Пророк время от времени приходил на молитву вместе с внуками, которых он сажал на спину[5] , о том, как он гулял с Хасаном на плечах по улице[6] . Это все показывает, что Пророк постоянно занимался обоими внуками и старался удовлетворить их все нужды.

Когда он навещал Фатиму, то, когда его внук Хасан просыпался и просил попить воды, то сам вставал поил и его, и его брата[7] . Эти и похожие поступки показывают милосердие и мягкость их деда.

Также Пророк говорил, что любит обоих внуков и в этом отношении поучительно, что он обращался к Всевышнему с мольбой «О, Аллах, я люблю их обоих, полюби их и Ты»[8] . Это было выражение словами его сердечной любви и привязанности[9] .

Как передает Джабир, наш Пророк сказал следующее:

«Всевышний Аллах создал меня и Али из двух светочей близ Трона. Мы еще за две тысячи лет до создания Адама восхваляли Аллаха, утверждали, что Он пречист. Когда Всевышний Аллах создал Адама, то поместил нас в его потомство. Затем нас вывели в чистое потомство и пречистый род в число потомков Ибрахима. Затем нас из рода Ибрахима поместили в чистое потомство и пречистый род. Затем нас вывели в потомство Абдулмутталиба. Затем в потомстве Абдульмутталиба свет разделился. Две три перешло к Абдуллаху, а одна треть - к Абу Талибу. Затем свет, перешедший от меня и Али объединился в Фатиме. Поэтому Хасан и Хусейн - это светочи, которые питаются от Господа миров...»[10]

Пророк целовал своих внуков[11] , а также говорил, что два его внука являются предводителями молодежи в раю[12] . Кроме того, среди преданий есть молитвы любящих их, в которых они просят любви Аллаха[13] .

«Эти двое (имам Хасан и имам Хусейн) являются благоуханными базиликами нашего Пророка (С) в этом мире и среди этой общины»[14] .

«Эти люди (Хасан и Хусейн) - самые благие из людей земли»[15] .

«Эти двое (Хасан и Хусейн) и когда стоят на ногах (в положении кыям), и когда сидят, являются имамами»[16] .

«Эти двое (Хасан и Хусейн) являются моей частью, которая не отделиться от Корана, то есть они представители Ахли Бейт. Община, которая будет привязана к этим двоим, никогда не собьется с пути»[17] .

«Эти двое - представители Ахли Бейт, и кто взойдет на их корабль, те гарантировано спасутся и не утонут»[18] .

«Об этих двоих их дед, то есть наш Пророк сказал так: «Подобно тому, как звезды

являются для жителей земли помогают не заблудиться и не утонуть в море, так и мой Ахли Бейт помогает людям земли не впасть в разногласия»[19] .

Многие сподвижники рассказывали, что слышали следующие слова нашего Пророка о Хасане и Хусейне: «О, Аллах! Ты знаешь, что я люблю этих двоих, полюби их и Ты и полюби тех, кто любит их»[20] .

Как передает Салман Фариси, наш Пророк сказал так:

«Хасан и Хусейн - мои сыновья. Кто полюбит их, тот полюбит меня. Кто полюбит меня, того полюбит Аллах. Кого полюбит Аллах, того Аллах поместит в рай. Кто возненавидит тех двоих, тот возненавидит меня. Кто возненавидит меня, того возненавидит Аллах. Кого возненавидит Аллах, того Он поместит в ад»[21] .

Как передает Анас, когда у нашего Пророка спросили, кого из Ахли Бейт он любит больше всего, то наш Пророк ответил: «Хасана и Хусейна». Наш Пророк говорил Фатиме: «Позови моих сыновей». Когда они приходили к нему, то он вдыхал их аромат и брал в объятия»[22] .

Пророк поделился радостной вестью о Хасане и Хусейне, а также оставил предостережения для общины Мухаммада:

«Те, кто полюбит Хасана и Хусейна, те полюбят меня. Кто будет враждовать с ними, тот будет враждовать со мной»[23] .

«Даже если они стоят, даже если они сидят, эти два моих ребенка – имамы»[24] .

Посланник Аллаха очень любил Хасана и брал его на плечи. И он говорил: «О, Аллах! Я очень люблю его, и Ты полюби его»[25] .

«Хасан и Хусейн - предводители молодежи в раю»[26] .

Как передается от Анаса, когда у нашего Пророка спросили, кого он больше всего любит из Ахли Бейта, он ответил: «Хасана и Хусейна». Наш Пророк говорил Фатиме: «Позови моих сыновей». Когда они приходили, то он вдыхал их аромат и обнимал»[27] .

Посланник Аллаха сказал: «Если бы ум захотел бы принять обличие человека, то он бы предстал в образе Хасана»[28] .

После мученической смерти Али имам Хасан вышел на минбар с речью. Представитель племени Азд стал кричать следующие слова: «Я слышал, как Посланник Аллаха, посадив рядом с собой Хасана бин Али сказано так : «Каждый, кто любит меня, обязан любить Хасана». Пусть те, кто услышал это донесут до тех, кто не слышал этого. Если бы это не было приказом Посланника Аллаха, то я бы не сказал этого»[29] .

Вакиди пишет следующее: «Посланник Аллаха заключил договор зиммы для Сакифа. Этот соглашение записал Халид бин Саид. Да будет мир над обоими, в качестве свидетелей были записаны Хасан и Хусейн»[30] .

Для Посланника АЛлаха имам Хасан был так дорог, что несмотря на его юный возраст, Посланник Аллаха привлек его в качестве свидетеля.

Тирмизи в своем «Сунане» приводит предание от Умму Салама:

«Посланник Аллаха накрыл своей накидкой Хасана, Хусейна, Али и Фатиму и сказал: «О, Аллах! Это мой Ахли Бейт, и они мои ближайшие родственники. Очисти их от всякой скверны и сделай их пречистыми».

Умму Салама рассказывает, что спросила: «О, Посланник Аллаха, я из них?». Посланник Аллаха сказал: «На тебе есть благо»[31] .

В другом предании Посланник Аллаха сказал так: «Я как солнце, Али как луна, а мой Ахли Бейт как звезды. За кем бы из них вы не последовали, обретете божественное руководство»[32] .

Сулайм бин Кайс передает следующее: «Я был рядом, когда повелитель правоверных Али оставлял завещание для своего сына Хасана. Али сказал так: «О, сын! Посланник Аллаха приказал мне завещать имамат тебе, передать тебе свои книги и оружие. Также он мне приказал и советовал, что когда ты будешь при смерти, то передай это все своему брату Хусейну»[33] .

Др. Хайдар Баш

[1] Ахмад бин Ханбал, III, 493, 494; Насаи, Талбик, 82

[2] аль-Хайсами, Маджмау’з-Заваид, IX, 175; Тахзибу’т-Тахзиб, II, 296

[3] Сура Табагун, 15

[4] Ахмад бин Ханбал, V , 254; Абу Дауд, Салат, 233; Тирмизи, Манакиб, 31; Ибн Маджа, Либас 20; Насаи, Салату’л-Идейн, 27; Захаби, аналогичное произведение, III, 256

[5] Ахмад бин Ханбал, III, 493

[6] Тирмизи, Манакиб, 31

[7] Ахмад бин Ахмад, I, 101; Тайалиси, II,129-130

[8] Тирмизи, Манакиб, 31

[9] Бухари, Адаб, 18; Муслим, Фадаилит’с-Сахаба, 56-60

[10] Нузхату’л Маджалис, т. 2, с. 206

[11] Ахмад бин Ханбал, IV , 93; Табарани, хадис no : 2658

[12] Тирмизи, Манакиб, 31; Ахмад бин Ханбал, III , 3; аль-Хатиб ал-Багдади, Тарих-у Багдад, I , 140

[13] Ахмад бин Ханбал, II , 249, 331; Тахзибу’т-Тахзиб, II , 297 и др.

[14] Сахих-и Бухари, Сахих, т. 2, с. 188; Тирмизи, Сунан, 539

[15] Уйун-у Ахбар’ир-Риза, т. 1, с. 67

[16] аль-Манакиб, Ибн-и Шахрашуб, т. 3, с. 163; передано в таких трудах как Муснад-и Ахмад; Джами-и Тирмизи, Сунан-и Ибн-и Маджа

[17] Джами-и Тирмизи, 541; аль-Мустадрак, Хаким, т. 3, с. 109

[18] Хилйату’л аулийа, т. 4, с. 306

[19] Хаким, аль-Мустадрак, т. 3, с. 149

[20] Насаи, аль-Хасаис, с. 26; Тирмизи, Сунан, с. 539

[21] Хаким, аль-Мустадрак, т. 3, с. 166

[22] Сунан-и Тирмизи, с. 540

[23] Бихару’л Анвар, т. 43, с. 264

[24] аль-Иршад, Шейх Муфид, с. 181; Бихару’л Анвар, т. 43, с. 278

[25] Тариху’л Хулафа, с. 188

[26] Тариху’л Хулафа, с. 188

[27] Хаким, аль-Мустадрак, т. 3, с. 166

[28] Фараиду’с-Симтайн, т. 2, с. 68

[29] ат-Тариху’л Кабир, Бухари, т. 3, с. 428; Ахмад бин Ханбал, Муснад, т. 5, с. 366; Мустадрак-и Хаким, т. 3, с. 173; особенно см. Табакат-и Ибн Са’д

[30] Ибн Са’д, Табакат’ул Кубра, т. 1, с. 33

[31] Сунан Тирмизи, т. 5, с. 351, Китаб-у Тафсир, т. 5 с. 663, Китабу’л-Манакиб, с. 669

[32] Авали’л-Лиали, т. 4, с. 86

[33] Кулайни, аль-Кафи, т. 1, с. 549