Найти тему

Имам Хасан как передатчик хадисов

Имам Хасан как передатчик хадисов
Имам Хасан как передатчик хадисов

Когда Пророк переселился в следующий мир, Хасану было 8 лет. Поскольку он был маленьким, то очень мало хадисов от него, переданных непосредственно от Пророка.

Один из этих хадисов переда Абу'л Хавра: «Я спросил у Хасана: "Какой хадис от Пророка у тебя в памяти?». Он рассказал следующее: «Я помню этот хадис: «Я взял в рот один из фиников, предназначенных для выплаты закята. Пророк вытащил этот финик вместе со слюной. Находившиеся там спросили: «О, Посланник Аллаха, почему ты вытащит этот единственный финик изо рта этого ребенка:». Он ответил: «Нам, семье Мухаммада, не разрешена милостыня (закят)».

Другой хадис, который я вспомнил, это хадис про то, что «оставь вещи, которые тебя не касаются, займись вещами, которые тебя касаются».

Также мой дед Пророк научил меня следующей молитве: «О, Аллах! Сделай меня из тех, кто ведет людей к истинному пути, из тех, кого ты простил, причисли меня к числу рабов, которых Ты выбрал в друзья! Сделай благим то, что ты мне ниспослал и защити меня от зла вещей, предписанных (предначертанных) мне вещей. Не будет унижен тот, кого Ты выбрал в друзья»[1] .

Передают от имама Хасана: «Посланник Аллаха приказал: «Приведите ко мне предводителя арабов». Под этими словами он подразумевал Али бин Абу Талиба. Когда Аиша сказала: «Разве не ты предводитель арабов?», он ответил: «Я - предводитель сыновей Адама, а Али же - предводитель арабов».

Когда Али пришел, то следом послали за ансарами. Когда они пришли к нему, то он обратился к нему со следующими словами: «О, община ансаров, показать ли вам вещь, и если вы будете ее придерживаться после меня, то никогда не впадете в заблуждение?». Когда они ответили: «Да, о, Посланник Аллаха!», он продолжил и сказал: «Это Али. Любите его ради любви ко мне. Цените его, потому что я его ценил. Проявляйте уважение к нему. Это мне повелел Джабраиль. Я же вам передал это от Аллаха»[2] .

Помимо этих хадисов есть множество хадисов от достопочтенного Хасана, которые он передал от других сподвижников, и в первую очередь от своего отца – достопочтенного Али.

От него хадисы передали Аиша, его племянник - Али бин Хусейн, его два сына - Абдуллах и Бакир с Икримом, Ибн Сирин, Джубайр бин Нафир, Абу'л Хавра, Рабиа бин Шайбан, АБу Миджлаз, Хубайра бин Барим, Шайбан бин аль-Лайл, Ша'би, Шакик бин Салама, аль-Мусаббиб бин Нухба, Исхак ибн Башшар и другие передатчики (да будет ими доволен Аллах)[3] .

ХАДИСЫ ИМАМА ХАСАНА О ИМАМАХ-ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ

Посланник Аллаха (С) повелел следующее:

«...О, люди! Али и чистые дети из его рода - это «малая драгоценность» (сикл-и асгар), а Коран - это «великая драгоценность» (сикл-и акбар). Каждая из них сообщает о другой, и они находятся между собой в гармонии. Они не разделимы до момента, когда придут ко мне к водоему Каусар. Знайте, они доверенные рабы Аллаха среди людей и повелители земли...»[37] .

Имам Али ар-Риза по цепочке от своих отцов передал следующие слова Посланника Аллаха (С): «Я - повелитель творений Аллаха. Я превыше Джабраиля, Микаиля, Исрафила, превыше ангелов, несущих трон и всех ангелов мукарраб, а также превыше пророков и посланников Аллаха. Я обладатель заступничества и драгоценного водоема (Каусар).

Я и Али - два отца этой общины. Кто признает нас, тот признает Аллаха. Кто же будет отрицать нас, то будет отрицать Аллаха. Два внука пророка этой общины Хасан и Хусейн, являющиеся предводителями молодежи в раю, от Али. От ребенка Хусейна будут великие имамы, следовать за ними значит следовать за мной. Противоречить им значит противоречить мне»[38] .

«...Два внука пророка моей общины и предводители молодежи в раю Хасан и Хусейн являются от Али. От Хусейна будет 9 имамов, и следовать им означает следовать мне. Противоречить им значит противоречить мне. Девятый из них является Каимом и Махди»[39] .

Передают от Абдуллаха ибн Аббаса следующее: «Посланник Аллаха сказал: «Я, Али, Хасан, Хусейн и девять детей Хусейна (являющиеся имамами) являются пречистыми и безгрешными (масум[40] .

Др. Хайдар Баш

[1] Ахмад бин Ханбал, Муснад, т. I, 200; Абу Дауд, Сунан, Салат, 340; Тирмизи, Сунан, Абвабу’с-Салат, 341; Насаи, Сунан, Кыйаму’л-Лайл, 50; Ибн Асир, Усду’л-Габа, II, 1

[2] Имам Али в свете 1001, А. Р. Сабири; Хилийату’л-аулийа, т. 1, с. 102

[3] Ибн Хаджар ал-Аскалани, ал-Исаба фи Тамйизи’с-Сахаба, I, 327-330; Ибн Асир Усду’л-Габа, II, 10; Тахзибу’т-Тахзиб, II, 295-296

[37] Проповедь Гадири Хум, проф., доктор Хайдар Баш, Имам Али, с. 201

[38] Имам Али в свете1001 хадиса, А. Р. Сабри, Камалу’д-Дин с. 261

[39] Имам Али в свете1001 хадиса, А. Р. Сабри, Камалу’д-Дин с. 261

[40] Имам Али в свете1001 хадиса, А. Р. Сабри, Камалу’д-Дин с. 232; Исбату’л-Худат, т. 1, с. 510; Камалу’д-Дин, с. 280; Кыйафату’л Асар, с. 19; Бихару’л Анвар, т. 25, с. 201