Найти в Дзене

Высокое ювелирное искусство. Новое прочтение старинной ювелирной техники. Грануляция (зернь) в украшениях Дмитрия Бельмана

Фото из свободного доступа. Серьги «Морская звезда». Белое и желтое золото, бриллианты и грануляция.
Фото из свободного доступа. Серьги «Морская звезда». Белое и желтое золото, бриллианты и грануляция.

Здравствуйте, дорогие друзья!


Рада вас приветствовать на своём канале.

Хочется мне говорить о русских ювелирах, мастерских и ателье. У нас ведь как, зарубежное знаем, а своё - не особенно, так, единичные имена. Между тем, земля русская не оскудела талантами. Один из них - Дмитрий Бельман. Художник, выпускник Тбилисской государственной академии художеств, победитель и лауреат многочисленных конкурсов («Ювелирный Олимп» в 2002 г. в Санкт-Петербурге, выставка-конкурс имени Карла Фаберже в 2018 г., в том же году Гран-при Русской бриллиантовой линии, конкурс Гохрана России), с 2008 года член союза художников России - все это герой моей статьи.

Дмитрий Бельман с детства знал, кем станет, а со студенческой скамьи понял, что его цель - создавать узнаваемые с первого взгляда украшения. Грануляцией (зернью) он занимается уже более двадцати лет.
Безусловно, этой технике уже не одно тысячелетие, наибольшего расцвета она достигла в культуре этрусков. К сожалению, после падения Римской империи многие знания были утрачены, в том числе и искусство грануляции. Средневековые мастера и те, что творили уже в XVIII, XIX и в XX веках пытались приблизиться к образцам античности с той или иной степенью успешности.

Русские ювелиры тоже работали в этой технике, но гранулы имели значительно больший размер, нежели у этрусков. Русская зернь выкладывалась из шариков 0,3 мм, в то время как древние греки использовали размер 0,07 мм. Разница более чем в четыре раза.

Бельман работает с микроскопическим зерном. Мне даже сложно представить, как с таким размером гранул можно создавать то, что придумывает в своих украшениях художник. Каким образом ему удаётся оторвать зерно от плоскости и уйти от орнамента к микроскульптуре? Удивительно, но это факт. Волшебство, которое не бросается в глаза, но высоко ценится знатоками и специалистами.

Фото из свободного доступа. Макросьемка серёг «морская звезда», они же на заглавном фото.
Фото из свободного доступа. Макросьемка серёг «морская звезда», они же на заглавном фото.

Для изготовления серёг «морская звезда» было использовано 7600 (!!!) микрогранул.

Безусловно, работы выполнены в единичном экземпляре и их немного. Но все они достойны занять место в музее, наряду с дошедшими до нас артефактами античности. Предлагаю полюбоваться тем, что я смогла найти в Интернете.

Фото из свободного доступа. Серьги «звездное небо».    Золото, бриллианты, горячая эмаль и грануляция.
Фото из свободного доступа. Серьги «звездное небо». Золото, бриллианты, горячая эмаль и грануляция.
Фото из свободного доступа. Ещё одна вариация серёг «Звездное небо».
Фото из свободного доступа. Ещё одна вариация серёг «Звездное небо».
Фото из свободного доступа. Серьги «Галактика». Белое и желтое золото, бриллианты, 11000 гранул (!!!).
Фото из свободного доступа. Серьги «Галактика». Белое и желтое золото, бриллианты, 11000 гранул (!!!).

Фото из свободного доступа. Кулон «Солнечный». Золото, горячая эмаль, грануляция.
Фото из свободного доступа. Кулон «Солнечный». Золото, горячая эмаль, грануляция.

Надеюсь, что вам было интересно познакомиться с творчеством гениального Дмитрия Бельмана.

Не забывайте подписываться. До новых встреч на моем канале.

С уважением, ваш Ювиtale, или Марина.