Раньше было популярным такое словосочетание - "учительская династия". Как правило, такая династия начиналась еще во времена Российской Империи или в ранние годы советской власти. Когда накапливалось хотя бы три поколения учителей в одной семье - уже можно было гордо говорить "учительская династия".
Чаще всего, конечно, продолжателями учительской династии были женщины. Для молодой девушки учиться на педагога было вполне нормально и в некоторой степени почетно. Вполне стандартная женская профессия. Молодые юноши в редких случаях были продолжателями учительской династии, так как профессия никогда не относилась к высокооплачиваемым.
В 90-е годы учительские династии начали прерываться. Оно и понятно - бюджетник стал синонимом слову нищий. Как можно было выжить семье педагога, если зарплату задерживали по нескольку месяцев?
Сегодня ситуация с заработной платой и престижностью учительской профессии весьма неоднозначная. Скорее даже можно сказать - пестренькая.
В нашей большой стране есть города и регионы, где учитель получает вполне достойно. Именно благодаря таким субъектам держится высокая "средняя зарплата" учителей по стране.
Именно там работать учителем желают не только девушки, но и юноши, так как дохода вполне будет хватать, чтобы обеспечить семью.
А в наше тяжелое время, когда бушует пандемия, вдруг оказалось, что именно бюджетники оказались самыми защищенными в плане финансовых рисков. Этот факт конечно же сыграл на популярность профессии в богатых субъектах. Короче, работать учителем хоть и кое-где, но стало вполне нормальным явлением. И вот тут снова можно говорить о появлении учительских династий.
Но вот только в бедных регионах ситуация крайне противоположная. Я живу в одном из таких бедных регионов, где учителя прямо говорят своим детям: "Не повторяй мою ошибку, учись хоть на кого, но только не на учителя". И в этом есть резон. Несколько лет получать высшее образование, а потом работать за 20-25 тысяч - на такой подвиг не каждый горазд.
Продолжаем разговор
Я читаю истории из Интернета, где особое внимание уделяю на рассказы про городские школы. Как дела обстоят в деревне, я и так знаю, а вот городская школа это для нас что-то необычное.
И, знаете, что я узнал - оказывается, там всё не так, как в деревенской школе. Это у нас в деревне никто не хочет быть ни директором школы, ни завучем по причине того, что работы завались, а оплата мизерная.
Вот, к примеру, я читал обсуждения и видел реальные цифры в других школах в разделах "противодействие коррупции". Зарплата директора в среднем везде начинается от 60 тысяч рублей. У некоторых директоров она может быть и 80 тысяч, и 100 тысяч, а если взять благополучные регионы, там, скорее всего, цифру нужно умножать в 2 раза (а у деревенских делить в 2 раза).
За такие деньги работать уже можно. Да и в городских школах есть и завучи в приличном количестве, и секретари, и делопроизводители, что облегчает работу директора. Именно поэтому быть директором школы считается не только престижно, но и в некотором смысле выгодно.
Или взять завучей - много историй я прочитал на тему того, что стимулирующий фонд распределяется в большей части между своими, а потому завучи, как "особы, приближенные к императору", имеют некоторый профит от своей высокой должности, имея на выходе вполне интересную зарплату.
Получается, что занимать административную должность в большой школе в приличном регионе очень даже выгодно. А если выгодно, то этим лакомым куском лучше всего делиться лишь "со своими". Как у нас делается в приличных организациях - на хорошие места берем только своих (даже если специалист совершенно не специалист).
Есть ли такой факт в школах или других образовательных учреждениях? Да запросто, но только в тех, где есть деньги.
И опять же истории из Интернета, где содержание часто сводится к тому, что через метод "блата" на работу принимаются родственные администрации лица, с которых потом и спросу меньше, но зато при распределении баллов - им и баллов больше.
Честно говоря, в такие истории можно поверить. И в высоких зарплатах административных работников также можно не сомневаться, так как наверняка средняя зарплата по образованию 40 тысяч образуется при сложении 20 тысяч и 60 тысяч и последующем делении на 2.
Обратная ситуация в бедных регионах, где педработники получают небольшие деньги, а потому желающих поработать в школе нужно не только поискать, но и очень хорошо поискать, пообещав какие-нибудь блага в размере дополнительных 500 рублей.
Единственное, где можно применить некоторые "родственные" и "дружеские" связи - это устройство на работу обслуживающего персонала. У нас в деревне техничка получает около 14 тысяч. Вполне престижная для сельской местности профессия. Или, например, ночной сторож - тоже много желающих поспать за деньги. Там даже такая традиция есть - если человек уходит на пенсию, то он оставляет себе "преемника" - лично выбирает среди большого числа желающих. Династию, так сказать, создает.
***
Итого
Там, где есть деньги, всегда есть соблазн "пристроить своего". Там, где нет денег, пытаются всеми правдами и неправдами найти необходимого специалиста. Короче, как в любой организации.