Гордые, молчаливые, таинственные… Им три с половиной тысячи лет, и они - самые древние произведения искусства, стоящие под открытым небом Санкт-Петербурга.
Загадочные звери с телом льва и головой человека - андросфинксы - имеют очень необычную для скульптур судьбу. Высеченные из розового асуанского гранита во времена XVIII династии, они заняли свой пост 3400 лет назад на Аллее сфинксов. Эта Аллея соединяла заупокойный храм фараона Аменхотепа III с Нилом.
Аменхотеп III - отец легендарного фараона Эхнатона. Еще до своей смерти он начал строить себе великолепный погребальный комплекс в Ком-эль-Хеттан, на западном берегу Нила, напротив Карнака. Сейчас от него практически ничего не осталось - комплекс был разрушен при фараоне Мернептахе. Лишь гигантские Колоссы Мемнона напоминают о его существовании.
Сфинксы были обнаружены во время частичных раскопок в 1820-х годах греком Атанази. Как выяснили намного позднее реставраторы, Атанази успел нацарапать свое имя между лап одного из сфинксов.
Сначала их планировало приобрести французское правительство, но события Великой Французской революции помешали этой покупке. В результате по решению российского императора Николая I и с одобрения Академии Художеств сфинксы Аменхотепа III были куплены за 64 тысячи рублей русским путешественником и дипломатом А.Н. Муравьевым.
И в 1832 году сфинксы отправились в большом морском путешествим на итальянском паруснике "Буэна Сперанца" ("Добрая надежда") из Александрии в Северную столицу России. Новый дом встретил сфинксов не слишком радушно - два года они простояли во дворе Академии художеств.
Лишь в 1834 году египетские скульптуры заняли свое нынешнее место. Постоянным их адресом стала только что сооруженная по проекту архитектора Константина Тона пристань на Университетской набережной.
Петербург не сразу привык к иноземному слову "сфинкс": сначала мастер-каменотес Степан Анисимов обозвал их "свинцами", а позже горожане упростили их до "свинок".
Несмотря на легковесное прозвище, к неведомым чудищам в Петербурге отнеслись серьезно и мгновенно окружили легендами. Например, люди считали, что сфинксы живые, они просто спят. Закрыв глаза еще в Египте после смерти Аменхотепа III, которого они, по традиции, олицетворяют, сфинксы вновь открыли их в Петербурге. Увидев мрачное северное небо, египетские гости вздохнули и снова погрузились в сон.
Однако, невзирая на отстраненность таинственных зверей, жители города доверили им самое дорогое - они охраняют Петербург от наводнений.
Интересен также и тот факт, что Фивы, где сфинксы сторожили усыпальницу фараона, Александрия, откуда они начали свой путь на север, и Петербург, ставший им новым пристанищем, находятся на одном меридиане, известном как Пулковский.
Ходили слухи, что при неудачной погрузке на корабль в Александрии бородки и уреи откололись. Но это не так: они сбиты умышленно, очевидно, чтобы лишить царского величия олицетворения Аменхотепа III.
Двойная корона символизирует Верхний и Нижний Египет. Корона на левом сфинксе сделана много позже по образцу правой.
"Да живет Гор, могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп - властитель Фив, образ Ра перед обеими Землями. Гор - добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье".
Девять луков — метафора, обозначавшая окружавшие Египет и подвластные ему племена. Небмаатра — тронное имя фараона. Аменхотеп (Аменофис) III — родовое имя фараона.
"Строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, носящим небесный свод".
Надписи были расшифрованы в 1912 году академиком В.В. Струве, кроме расположенных со стороны Невы. Их изучили позднее, сначала известный советский египтолог Ю.Я. Перепелкин, а затем его ученик, профессор СПбГУ А.Л. Вассоевич.
Гривы сфинксов уложены в традиционную прическу.
Голова царя людей плавно переходит в тело царя зверей. Длина каждого зверя - больше пяти метров, а высота - около четырех.
На фотографиях не видно, но мастерами, работавшими над скульптурами, учтены и рельефно обозначены даже некоторые мышцы на львиных телах.
Мелкие детали звериных тел проработаны не менее тщательно, чем лица фараона.
Возможно, что по ночам они спрыгивают со своих пьедесталов и... Ладно-ладно, сфинксы - ребята ответственные, пост не оставят.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены" . Спасибо за ваше внимание!