Как вы думаете, сколько решений вы принимаете в среднем за день? Десятки? Может быть, сотни? Психологи считают, что это действительно тысячи. Некоторые из этих решений оказывают сильное влияние на нашу жизнь (например, идти ли в колледж, жениться или заводить детей), тогда как другие относительно тривиальны (например, есть ли на обед бутерброд с ветчиной или индейкой).
Некоторые из этих вариантов оказываются действительно хорошими (вы выбираете специальность в колледже, которая затем ведет к полезной карьере), в то время как другие оказываются не очень хорошими (выбранный вами бутерброд с индейкой был ужасен и расстроил ваш желудок).
Итак, когда вы оглядываетесь на свою жизнь и думаете о некоторых из сделанных вами неправильных выборах, вы можете задаться вопросом, почему именно вы приняли те решения, которые сейчас в ретроспективе кажутся такими плохими. Почему ты вышла замуж за того, кто тебе не подходил? Почему вы купили этот компактный автомобиль с завышенной ценой, когда у вас четверо детей и вам нужен автомобиль побольше? О чем вы думали, когда прошлой осенью купили эти ужасные джинсы с завышенной талией?
Само собой разумеется, что вы, вероятно, и дальше будете принимать неверные решения, но вы сможете глубже понять процесс, стоящий за этим порой иррациональным выбором. Существует ряд факторов, которые способствуют неправильному выбору, и знание того, как эти процессы работают и влияют на ваше мышление, возможно, поможет вам принимать более правильные решения в будущем.
Мысленные ярлыки могут сбить вас с толку
Если бы нам пришлось продумывать все возможные сценарии для каждого возможного решения, мы, вероятно, не успели бы много сделать за день. Чтобы принимать решения быстро и экономично, наш мозг полагается на ряд когнитивных методов, известных как эвристика.
Эти ментальные практические правила позволяют нам делать суждения довольно быстро и часто довольно точно, но они также могут привести к нечеткому мышлению и неправильным решениям.
Одним из примеров этого является хитрый небольшой мысленный ярлык, известный как смещение привязки. Во многих различных ситуациях люди используют начальную отправную точку в качестве привязки, которая затем корректируется для получения окончательной оценки или значения. Например, если вы покупаете дом и знаете, что дома в вашем целевом районе обычно продаются по средней цене 358 000 долларов, вы, вероятно, будете использовать эту цифру в качестве основы для согласования покупной цены выбранного вами дома.
В классическом эксперименте исследователей Амоса Тверски и Даниэля Канемана участников просили крутить колесо фортуны, которое предлагало число от 0 до 100. Затем испытуемых просили угадать, сколько стран Африки принадлежат к Организации Объединенных Наций. Те, кто получил большее число на колесе фортуны, с большей вероятностью предполагали, что в ООН есть много африканских стран, в то время как те, кто получил меньшее число, скорее всего, дали гораздо более низкую оценку.
Итак, что вы можете сделать, чтобы свести к минимуму возможное негативное влияние этих эвристик на ваши решения?
Эксперты предполагают, что простое понимание того, как эвристика влияет на решения, может помочь вам избежать принятия неверных решений.
В случае систематической ошибки привязки может помочь ряд возможных оценок. Поэтому, если вы покупаете новый автомобиль, предложите диапазон разумных цен, а не сосредотачивайтесь на общей средней цене конкретного автомобиля. Если вы знаете, что новый внедорожник будет стоить где-то от 27000 до 32000 долларов за требуемый размер и характеристики, вы можете принять лучшее решение о том, сколько предлагать для конкретного автомобиля.
Вы часто делаете плохие сравнения
Откуда вы знаете, что у вас есть хорошая цена на только что купленный цифровой планшет? Или как узнать, что цена, которую вы заплатили за литр молока в продуктовом магазине, была справедливой? Сравнение - один из основных инструментов, которые мы используем при принятии решений. Вы знаете, какова типичная цена за таблетку или литр молока, поэтому вы сравниваете предложения, чтобы найти лучшую цену. Мы присваиваем ценность в зависимости от того, как предметы сравниваются с другими предметами.
Но что происходит, когда вы делаете плохие сравнения? Или когда элементы, с которыми вы сравниваете свои варианты, не репрезентативны или не равны? Рассмотрим, например, что: как далеко вы готовы сэкономить 250 рублей?
Если бы я сказал вам, что вы можете сэкономить 250 рублей на предмете за 750 рублей, уехав на 15 минут с дороги, вы, вероятно, это сделаете. Но если бы я сказал вам, что вы могли бы сэкономить 250 рублей на предмете за 10 000 рублей, вы все равно были бы готовы изо всех сил, чтобы сэкономить деньги? В большинстве случаев люди менее склонны путешествовать дальше, чтобы сэкономить на более дорогих товарах. Зачем? В любом случае 250 рублей по-прежнему равны.
В таких случаях вы просто стали жертвой ошибочного сравнения. Поскольку вы сравниваете сумму, которую вы откладываете, с суммой, которую вы платите, 250 рублей кажутся гораздо большей экономией по сравнению с предметом за 750 рублей, чем при сравнении с предметом за 10 000 рублей.
Принимая решения, мы часто проводим быстрые сравнения, не задумываясь о возможных вариантах.
Чтобы избежать неверных решений, полагаться на логику и вдумчиво изучить варианты иногда может быть важнее, чем полагаться на вашу немедленную «внутреннюю реакцию».
Можно быть слишком оптимистичным
Удивительно, но люди склонны иметь врожденный оптимизм, который может мешать принятию правильных решений. В одном интересном исследовании исследователь Тали Шарот спросила участников, каковы, по их мнению, шансы на то, что произойдет ряд неприятных событий, таких как ограбление или смертельная болезнь. После того, как испытуемые дали свои прогнозы, исследователи сказали им. каковы были фактические вероятности.
Когда людям говорят, что риск того, что произойдет что-то плохое, ниже, чем они ожидали, они склонны корректировать свои прогнозы, чтобы они соответствовали новой информации, которую они узнали. Когда они обнаруживают, что риск того, что что-то плохое на самом деле намного выше, чем они предполагали, они склонны просто игнорировать новую информацию. Например, если человек прогнозирует, что вероятность умереть от курения сигарет составляет всего 5%, но затем ему говорят, что реальный риск смерти на самом деле ближе к 25%, люди, вероятно, проигнорируют новую информацию и будут придерживаться своей первоначальной оценки.
Частично этот чрезмерно оптимистичный взгляд на вещи проистекает из нашей естественной склонности полагать, что плохие вещи случаются с другими людьми, но не с нами. Когда мы слышим о чем-то трагическом или неприятном, происходящем с другим человеком, мы часто ищем вещи, которые этот человек мог сделать, чтобы вызвать проблему. Эта склонность обвинять жертв защищает нас от необходимости признать, что мы так же подвержены трагедии, как и все остальные.
Шарот называет это предвзятым отношением к оптимизму или нашей склонностью переоценивать вероятность переживания хороших событий, недооценивая вероятность переживания плохих событий. Она предполагает, что это не обязательно связано с верой в то, что все просто волшебным образом упадет. место, но вместо этого излишняя уверенность в собственных силах делать хорошие вещи.
Итак, какое влияние этот оптимизм оказывает на принимаемые нами решения? Поскольку мы можем быть излишне оптимистичны в отношении собственных возможностей и перспектив, мы с большей вероятностью верим, что наши решения являются наилучшими.
Эксперты могут предупредить, что курение, малоподвижный образ жизни или употребление слишком большого количества сахара могут убить, но наш оптимизм заставляет нас думать, что это в основном убивает других людей, а не нас.