- Заходь-заходь... - Михайлыч радостно улыбнулся кривоватыми зубами.
- Я тут текст встретил, про Лобное место на Красной площади. Очень смеялся.
Да ты раздевайся, проходи.
Присели с Михайлычем. Он всё лыбился. Давно таким его не видал.
Ну, давай, говорю, расскажи, что там тебя так распирает.
- Дак вот начал Михайлыч, Лобное место ты знаешь. И, небось читал, что это место толи для казней, толи для чтения указов царских, толи место обращений к народу - и Лжедмитрия, коий толпу собрал чтоб царя свергнуть и иерархи мол обращались.
И не скажу, что — неправ ты будешь. Но эти все предания поздние. А место то — на лбу площади той красной-прекрасной появилось раньше всех тех дел, что ты бы вспомнить мог.
Вот и текст этот, что я прочитал, разбирает варианты. Когда появилось то лобное место толком и не знают. То в 1549-м году упоминание, то в 1599-м, а картинка первая — вроде на плане в большом атласе Яна Блау, голландского картографа — уже аж в 1659-м году.
Так вот, что я узнал от Историка. Он то теперь Историк-расстрига. Чёрных шаров ему на пути в академию наук — накатали. Расплевался он с институтом и чисто Диоген - в кувшине обосновался. Ну, это тебе, может, лишняя информация. Просто Карамзина он не признаёт за историка. Романистом зовёт.
Знаю я его давно. В "Ладье" еще познакомились. Чего ты глядишь вопросительно, как первый день замужем? Смеюсь, не сердись. Ты ж тоже бывал. Тебе она может "Яма", а мне всё ж - "Ладья". Душевнее звучит. И по смыслу. Там душевные разговоры затевались. И дружба душевная рождалась.
Дак вот поведал мне сей Историк, что площадка та появилась при Годунове, коий не препятствовал народу "веселие имать". Известно — народу надо "хлеба и зрелищ" и когда хлеба не вдосталь, надо поболе зрелищ. Вот и не воспрепятствовали на краю торговых рядов на "лбу" Красной площади крестьянину Василию с сыновьями устроить балаган с представлением. А мужик он бы основательный, сделал не подмостья плоские, а арену круглую. Как в книжке немецкой, кою как-то выменял на меру проса. Про что она была — читать не умел, но картинки-гравюры были забавны. И толмач знакомый тут на Москве пояснил, что круглая арена та в Риме именовалась "циркус", а попросту — круг. А те воины в кругу сражались, чтоб народ развлекать.
А как сыны были обучены езде верховой и преуспели во всяких выкрутасах на скаку, то и затеял он круг для тех представлений. Обнесли круг стенкой кирпичной, а вокруг деревянные скамьи соорудили. И в ярмарочный весенний день устроили первое представление. На первый раз зазывал с полдюжины нанял Василий. А в другие дни народ повалил поглазеть за полушку на дивных всадников, кои как князь святой Георгий, поражали на скаку поганова змия, да при этом такие выделывали кувырки, что дух захватывало. Так до самой осени они и выступали на круге том. А по осени сманил их голландский путешественник в тёплых краях показать своё искусство.
И затерялся их след. Может оженил сынов и имена на иной лад зазвучали. Это надо подробно смотреть-изучать. Может и затеяли они династию циркачей с джигитовкой в европах.
А круг тот на лбу площади — остался. Хоть и перестраивали-надстраивали его и тумбу в центре соорудили. Стали применять для разговоров. Про казни то — больше сказки. На Болоте казнили. Того же Стеньку Разина. Но, внимание!
Диаметр Лобного места остался как и был изначально: 13 (тринадцать) метров! А ведь диаметр цирковой арены во всех цирках мира какой? Да, ты прав... Те же 13 (тринадцать) метров!
Вот и не поверь теперь моему знакомцу-Историку.
Михайлыч помолчал, любуясь моим изумлением. Я перевёл дух и всё же спросил: "Дак, по-твоему, - этот Василий в 16-м веке придумал нынешнюю цирковую арену?"
Михайлыч радостно прищурился: "По-моему или, по-твоему, или таки по Историку...
это ты сам додумай... Пойдем, я тебе полсотку своего открытия налью".