Картина получила 11 номинаций на «Оскар» и принесла заслуженную премию Хоакину Фениксу.
Режиссёр Тодд Филлипс, когда‑то прославившийся пошловатой серией комедий «Мальчишник в Вегасе», совершенно неожиданно снял одну из самых жёстких и эмоциональных картин не только в мире кинокомиксов, но и вообще в современном массовом кино.
«Джокер» собрал в прокате более миллиарда долларов и получил 11 номинаций на премию «Оскар». В итоге Хоакин Феникс забрал награду за лучшую мужскую роль. Также Американская киноакадемия отметила композитора Хильдур Гуднадоуттир, написавшую саундтрек.
И это не просто очередной перезапуск истории злодея из комиксов, а новый фильм о потерянном и униженном человеке, которого доводят до срыва, заставляя превратиться в безумного преступника.
Это история Артура Флека — клоуна из Готэма восьмидесятых. Он живёт с матерью в тесной квартирке, подрабатывает зазывалой и мечтает стать стендап‑комиком. Но к психическим заболеваниям Артура добавляются постоянные проблемы в жизни. И однажды его терпению приходит конец.
Трагедия в яркой оболочке
Разумеется, первое, что привлекло внимание к этой картине (помимо талантливейшего Хоакина Феникса в главной роли), — это новая история происхождения знаменитого злодея, которого все знают не только по оригинальным комиксам, но и по множеству экранизаций. Вокруг версии Джокера, которую сыграл Хит Леджер в «Тёмном рыцаре», со временем и вовсе образовался настоящий культ.
Но фильм Тодда Филлипса моментально заставляет забыть и обо всех предшественниках, и о комиксах вообще. Это совсем другая история. Как Джокер прячет под нарисованной улыбкой грустное лицо, так и сам сюжет использует вымышленный мир лишь в качестве яркой обёртки.
Здесь нет и не может быть супергероев. Это наша реальность. Грязный и мрачный Готэм восьмидесятых с забастовкой мусорщиков напоминает то ли о разрухе в те же годы в Нью‑Йорке, то ли о нынешних протестах в различных столицах мира.
Автор и не скрывал, что «Джокер» гораздо ближе к «Таксисту» Мартина Скорсезе, чем к «Тёмному рыцарю» или «Бэтмену».
Главный герой (он же злодей) получает новую биографию, лишь немного связанную с «Убийственной шуткой » Алана Мура, и совершенно другой образ, в котором нет места ни химикатам, ни жутким шрамам. А поклонникам достаются лишь мелкие отсылки вроде Томаса Уэйна, лечебницы «Аркхэм» и пары знакомых сцен.
Строго говоря, этот фильм мог бы называться совсем иначе, например просто «Артур». Исключив все связи с DC, картина совершенно не потеряла бы в сюжете. Но обвинять режиссёра в том, что он использовал знакомую оболочку для рекламы, просто невозможно.
В первую очередь потому, что эта лента действительно очень сильная и её стоит посмотреть каждому. А без такой промокампании привлечь зрителей на мрачную драму от бывшего комедийного режиссёра было бы очень трудно. Но Филлипс нашёл способ подать авторское кино так, что о нём теперь говорят все.
История маленького человека
Всё в том же комиксе Алана Мура «Убийственная шутка» Джокер утверждал, что между обычным человеком и безумцем всего один неудачный день. Фильм Тодда Филлипса показывает, что это не так. Преображение тихого и забитого героя не следствие одного события и неудачного дня. К этому ведёт вся его жизнь, наполненная унижениями.
И поэтому «Джокер» — не о победе добра над злом и не о справедливости. Он даже не про становление безумного преступника. Этот фильм — одно из грубых и точных высказываний о жизни того самого «маленького человека» в обществе. И пусть в кадре восьмидесятые и США, ситуация та же во все времена и в любой стране.
«Джокер» показывает безжалостное общество, в котором над слабым обязательно издеваются, а лежачего добивают ногами. Наше общество.
Да, возможно, в фильме «С меня хватит» путь от обычного человека к преступнику показывали правдоподобнее, а отрицательные персонажи выглядели живее. Но именно «Джокер» с театральным, если не цирковым, гротеском показывает всю пошлость политиков и медийных личностей.
Он прямо говорит, что большинство людей на улице переступит через жертву нападения и не заметит её. Трагедия Артура в том, что его просто никто не видит. Для всех он — функция, тень, от которой хотят поскорее избавиться. И его порывы не желание что‑то изменить. Это способ стать заметным, настоящим, тем, с чьим мнением будут считаться.
Но и этим дело не ограничивается. Одновременно «Джокер» становится ярчайшим примером проблем человека с психическими заболеваниями. Ведь многие до сих пор стараются делать вид, что не существует ни ОКР , ни аутизма. А людям с клинической депрессией, как и главному герою, все просто советуют улыбнуться.
История Артура отлично раскрывает, что случается, когда человека всю жизнь заставляют скрывать свои эмоции и проблемы и даже не пытаются понять, что с ним происходит.
Торжество мрачной эстетики
Но даже и тем, кому все озвученные темы кажутся чуждыми и непонятными, стоит посмотреть этот фильм. Как минимум ради невероятно красивых съёмок и потрясающей игры Хоакина Феникса .
Не зря на главную роль взяли именно этого актёра. Ведь значительная часть картины построена на эмоциях. А оператору остаётся только ловить его богатую мимику и каждое движение. В кадре происходит настоящее перерождение героя. Достаточно сравнить его смех, скованность и тяжёлую походку в начале и постоянные танцы в финале.
Съёмки тоже совершенно не напоминают комиксы. Это множество медленных планов, концентрация не на сюжете, а на самом персонаже. Его движения нередко превращаются практически в пантомиму под музыку композитора «Чернобыля » Хильдур Гуднадоттир.
Визуальное оформление «Джокера» заставляет полностью прочувствовать эмоции Артура. Вот он с трудом карабкается по лестнице, а после первого преступления с лёгкостью бежит вверх по ступенькам или же, танцуя, уходит вниз.
Его мир фантазий всегда красочнее, чем реальность, погружённая в серо‑синие тона. И только в самом конце он сам становится ярким пятном, привлекающим к себе внимание.