Югорский мост, возведенный в 2000 году, является не только одним из самых длинных в Сибири, но и рекордсменом Книги Гиннесса, благодаря 408-метровому центральному пролету, который поддерживается единственным пилоном высотой с небоскреб — 150 м.
Вот уже 20 лет по этой дороге через Обь ежедневно проезжают тысячи автомобилей и их поток увеличивается с каждым годом. Сегодня загруженность вантового моста почти в три раза выше расчетной величины, которая составляет 5 тыс. транспортных средств в сутки.
О необходимости альтернативного пути начали говорить еще в начале прошлого десятилетия, но строительство нового объекта постоянно откладывалось. В первую очередь из-за дороговизны.
В 2015-ом было объявлено о подготовке проектной документации сразу по двум предполагаемым объектам — мостовой переправы через Обь в Сургуте и аналогичной в районе поселка Приобье, что вниз по течению. Как тогда отмечалось, для реализации обеих концепций понадобится 80 млрд руб.
Работы планировали начать уже на следующий год, но не сложилось. В 2017-ом региональные власти сообщали, что проект сургутского моста по-прежнему находится на повестке дня и решается вопрос о привлечении федеральных средств. Отмечалось, что на строительство понадобится 43 млрд руб., что составляет примерно 1,5 годовых бюджета города.
В 2019-ом стало известно, что проект моста в Подновье не прошел государственную экспертизу. В отношении объекта в Сургуте, напротив, были оптимистичные прогнозы. Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО заявил, что новый мост откроется уже к 2024 году. Эту информацию подтвердили и после достигнутых предварительных договоренностей между Правительством Югры и Минтрансом России. Было объявлено о начале проектно-изыскательских работ и названа сумма реализации этой задумки — 40 млрд руб.
В конце прошлого года губернатор Югры Наталья Комарова отметила, что о стоимости строительства говорить пока рано, так как окончательного решения нет. Однако она подчеркнула, что 60% затрат возьмут на себя федеральные власти, а остальная сумма поступит из регионального бюджета.
В конце января 2021-го Главгосэкспертиза РФ сообщила о завершении технологического и ценового аудита. Дав несколько рекомендаций, федеральное учреждение одобрило проект мостового перехода через Обь. Общая протяженность дорожной части составит 45,4 км, 1,75 из которых пройдут непосредственно над рекой; восемь небольших мостов — над водоемами. Главное сооружение будет состоять из пяти пролетов, самый длинный — 163 м. Возведут конструкцию в районе речного порта.
Основная часть работ приходится на левый берег, где необходимо построить 39 км подъездных путей. В проект включены транспортные развязки и путепроводы. Мостовой переход станет частью федеральной дороги Тюмень – Салехард.
Застройщиком выступает КУ «Управление автомобильных дорог». Разработкой проекта занималось АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург», за плечами которого более 700 объектов, включая Крымский мост.
В ближайшее время приступят к подготовительным работам. Прорабатываются и варианты по удешевлению проекта. Сдать объект в эксплуатацию предполагается через три года. Российское правительство в лице вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего строительную отрасль, учитывая загруженность действующего моста, рекомендовало завершить работы к 2023-му.
Читайте: Построено в Египте: самый широкий вантовый мост в мире