Сложно ли быть первыми? Быть первым, это значит навсегда оставить в своем сознании отпечаток лидерства.
Именно так, мысль о том, что русский человек Юрий Гагарин впервые вышел в космическое пространство навсегда сидит в нашем сознании и требует, чтобы другие русские люди продолжали дело первых.
Создавали поселения на Луне, осваивали астероиды, колонизировали Марс.
Однако, о яблонях на Марсе сегодня вспоминать как то не принято, монополию на эту мечту мы отдали Илону Маску, а российская космонавтика пребывает в очень неоднозначном состоянии.
О том, что же с нами произошло и как нам с этим бороться мы с вами сегодня и поговорим.
Вот так вот сходу определить причину всех проблем Роскосмоса не получится. Это большой клубок, который завязан на управленческих ошибках, малом бюджете, распылении сил и экономики совершенно нового уклада, куда великолепная советская космонавтика просто не вписалась.
Начнем с того, что "само вышестоящее" начальство в космонавтику особенно не верит.
Почему так? Просто потому, что в ближайшие 50 лет любые космические полеты окажутся делом исключительного престижа. Никакой прибыли колония на Марсе не принесёт, а вот расходов добавит.
Это мнения разделяют ближайшие советники Президента в сфере ракетной техники, например Герберт Ефремов как человек обладающий неоспоримым авторитетом называет полеты на Марс "глупостью, которую не стоит повторять" .
Прагматично, сурово, автор с ним не согласен, но над этими словами приходится подумать.
Управленческие просчеты Роскосмоса связаны с созданием на базе корпорации некого малоэффективного монстра, который всецело связан правилами, законами, согласованиями, комиссиями и прочими малоэффективными вещами.
Можно точно сказать, что если бы С.П. Королев вынужден был бы творить в нынешних условиях, он вряд ли сумел запустить человека в космос первым.
Есть еще и распыление сил. Выражается оно в бесконечном метании от проекта в проект и трате на это и без того скудного бюджета. К примеру, вместо того, чтобы сделать семейство ракет "Ангара" массовым, и наладить производство носителей среднего класса "Ангара А3", Роскосмос создает дублера этой ракеты "Союз-5".
Странно? Очень, но таковы реалии современной российской космонавтики.
Советское же наследие кроме уникальных технологий оставило после себя совершенно невнятную логистику, когда ракеты производятся в Европейской части страны, а затем через весь материк в разобранном состоянии едут на космодром в Байконуре, где происходит повторная сборка.
При всем при этом, есть ли у российской космонавтики будущее?
В нынешнем виде нет, но уже понятно, что надо сделать для того, чтобы оно появилось.
В первую очередь, механизм принятия решений внутри корпорации должен стать максимально простым и понятным. Меньше бюрократии, больше централизованного управления.
Во вторых, дабы все это не переросло в тотальное гуляй-поле, требуется назначение персонально ответственных за проекты людей, которые в случае неудачи, провала или срыва срока будут отвечать за это головой.
В третьих, Роскосмосу необходимо заняться лоббированием своих интересов на уровне правительства. Умным, да именно умным людям необходимо проводить разъяснительную работу и объяснять высшим эшелонам для чего стране нужна космонавтика и какие выгоды она в себе таит.
В свое время такой процесс сумели провести военные, остановив отрасль от тотального уничтожения и загрузив промышленность заказами.
В четвертых, нужны ясные цели. Не "когда нибудь" мы полетим на Марс, а "Мы создадим лунную базу. Будем использовать ее для того, чтобы застолбить за собой кусок Луны. Пригодится потомкам."
История нашей страны показывает, что мы по прежнему в состоянии решать нетривиальные задачи, нужно, чтобы эти задачи просто стояли перед нашим народом.
Будем надеяться, что такое решение будет принято.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉